Хаджиев Айхан

Хаджиев Айхан Аннамухаммедович (1924) — советский туркменский художник.

В 1937 году в Москве открылась Всесоюзная выставка «XX лет Великой Октябрьской социалистической революции в изобразительном и литературном творчестве детей». Она была организована Центральным Комитетом комсомола, Музеем имени В. И. Ленина, Центральным Домом художественного воспитания детей, редакциями газет «Комсомольская правда» и «Пионерская правда». Работы детворы отличали жизнерадостность, праздничность, юная фантазия, правда о советской нови. На выставке были отмечены премией акварели четырнадцатилетнего Айхана Хаджиева из Туркмении. Они рассказывали, как пионеры солнечной республики вместе со взрослыми собирают хлопок, как за традиционным чаепитием в благодатной тени старого дерева отдыхают колхозники, на небольшом пейзаже предстал край, где живут и трудятся добрые, сильные люди. Эти работы Айхана опубликовал тогда журнал «Юный художник».

Сегодня, спустя 45 лет, мы попросили народного художника Туркмении Айхана Аннамухаммедовича ХАДЖИЕВА рассказать читателям о своем творческом пути.
£ колько раз с благодарностью вспоминал я день, когда, получив журнал «Юный художник», увидел свои работы. Был я в те годы всего лишь учеником подготовительного класса художественной школы. Окончив школу под наставничеством первого туркменского художника Бяшима Нурали, поступил в художественное училище, открывшееся тогда в столице нашей республики. Здесь и застала меня война. Но мы занимались с двойным воодушевлением, мечтая о победе, о том дне, когда своим творчеством начнем прославлять мирный труд, великий боевой подвиг родного народа. Под руководством С. Н. Беглярова написал я картину «Бай и батрак». Рассказал в ней о гордом юноше пастухе, который отказался служить эксплуататору. Картина была показана на республиканской выставке.

4 января 1944 года — как сегодня, помню этот волнующий, не тускнеющий в памяти день! — когда впервые в жизни приехал в Москву по рекомендации ЦК Компартии республики поступать в Московский художественный институт, который теперь носит имя В. И. Сурикова. Трудное время переживала страна, шла война. Теснота в помещениях, холод, скудный паек. Но как грела нас общая дружба! Какие прекрасные были у нас учителя: Н. X. Максимов, П. И. Котов, И. И. Чекмазов, В. В. Фаворская… Они не только делились с нами — студентами, мечтающими достичь высот мастерства, глубокими познаниями, опытом, но и вдохновением.

Заканчивать институт довелось в мастерской Петра Дмитриевича Покаржевского — тонкого, самобытного живописца, талантливого педагога.

хаджиев2Портрет Махтумкули.   1947 год.

В 1947 году студентом третьего курса я написал портрет великого туркменского поэта Махтумкули. История не сохранила нам его облика; как известно, Коран запрещал изображение человека.

Тогда в республике был объявлен конкурс на создание канонизированного образа великого певца свободы. Требовалось, чтобы портрет был близок духу произведений Махтумкули, народным представлениям о поэте. Посланные мною на конкурс эскизы получили первую премию. На этой основе и создана картина.

Дипломной работой в институте стало полотно «Ковровщицы». После защиты поступил в аспирантуру и снова учился у Покаржевского. Настала пора начать многофигурную композицию. Содержание картины искал в истории родной республики, в судьбе народа. Этому учили нас на великих примерах Репина и Сурикова учителя — наследники и продолжатели достижений русской живописной школы.

Начал работу над полотном о хлопкоробах. Много ездил по республике, писал портретные этюды, чтобы вернее воплотить образы новых людей.

хаджиев3Вековая мечта сбылась.   1962 год.

Тема труда, истории продолжилась в картине «Вековая мечта сбылась», которую и композиционно, и по образному решению, передаче состояния человека считаю своей наибольшей удачей. Там на фоне раскаленной, отступившей к горизонту пустыни — вечного врага дехкан, сидит седобородый старик. Зачерпнув тяжелыми, мозолистыми руками воды из только что проложенного канала, задумался человек о тяжком прошлом. А оно ушло навсегда, словно бы смытое этим студеным потоком. Яркая полоска синего кобальта на переднем плане картины — канал, символ счастья народа.

Всегда с волнением обращался я к рассказу о женщине Туркменистана. В 1966 году написано историко-революционное полотно «Коммунистка». Черты героини подсказаны характером, судьбой и обликом многих туркменок. Работал и над портретами знатных дочерей Туркмении. Например, Героя Социалистического Труда Айнабад Бегенчеевой, народной артистки СССР Аннагуль Аннакулиевой, старейшей ковровщицы Биби Ахмедовой. Достоверность моей работе придавала мысль о самой дорогой женщине — матери. Всю жизнь она прожила в селе, рано стала вдовой, не знала грамоты, но внутренней материнской мудростью безошибочно поняла, что важнее всего для счастья детей образование. По сей день слышу слова, которыми напутствовала она нас со старшим братом, посылая в город: «Поезжайте, как бы ни было трудно, а надо учиться». Возвращаясь домой на каникулы, я всегда показывал ей рисунки, и мать непостижимым чутьем угадывала, где и как лучше исправить, что важное не замечено, упущено…

Нас у матери было пятеро. Теперь у меня самого восемь детей. Сыновья стали художниками, одна из дочерей будет архитектором. Так что привык к окружению молодежи.

Сейчас в Союзе художников Туркмении немало моих учеников. Среди них и лауреаты Государственной премии, премии Ленинского комсомола. Счастлив, что уже более тридцати лет учу молодежь: сначала в художественном училище, затем на кафедре архитектуры в политехническом институте, долго вел в нашем Союзе художников секцию молодых.

Интересно наблюдать, как те, кого еще вчера наставлял в училище, работают самостоятельно. Не так давно создана художественная студия рисунка, в основном для молодежи. Руковожу этой студией с увлечением. У некоторых недостает профессиональной подготовки. Как мы, художники, говорим — школы маловато: нет грамотности рисунка, остроты композиционного мышления, умения тоном лепить форму. Надо помочь молодежи добрать все это.

Молодые работают свободнее, раскованнее, чем мы, но не всегда видят, что в искусстве одного этого недостаточно, что каждую мысль нужно доказывать выразительной формой. Титан из титанов, Микеланджело делал бесконечное множество рисунков для своих будущих шедевров. Неужели можно считать себя выше его, если приступать к картине без подготовки, без тщательно выверенного рисунка?! Я глубоко убежден — одним декоративизмом, которым чрезмерно увлекаются порой молодые, нельзя передать глубокие мысли и полнокровные жизненные образы. Цвет не может звучать в полную силу в отрыве от рисунка, композиционной выстроенности. Этому учат великий пример русской реалистической живописи, лучшие достижения многонационального советского изобразительного искусства.

А. Хаджиев.    Журнал «ЮХ»

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта