Хилтунен Эйла

Эйла Хилтунен (1922-2003) — известный финский скульптор. Училась в школе изящных искусств Академии Финляндии.

В Финляндии можно услышать рассказ о том, как в ответ на недоумение взрослого — что это такое? — гулявший с ним у памятника Сибелиусу малыш воскликнул: «Это же музыка!»

хилтунен3

Столица Суоми справедливо славится своими парками. Среди наиболее популярных — парк Сибелиуса. Он расположен чуть в стороне от шумного центра, поблизости от улиц Топелиуса и Рунеберга. Имена этих ярких представителей финской литературы, наряду с именем великого композитора, как бы вводят нас в историю национальной культуры соседнего народа. Парк Сибелиуса невелик: это органично вписанный в городскую застройку оазис естественной северной природы с гранитными скалами, могучими соснами,
липами и березами, возвышающимися над неровным рельефом. Небольшой пруд населен прирученными утками. Красоту парка усиливает берег Финского залива, к которому он обращен одной из своих сторон. Черные и розовые каменные глыбы неправильной формы, совсем ручные утки, да еще мирно сосуществующие с ними сытые чайки. В любой сезон года здесь прекрасно.

Однако люди любуются не только природой. Многие, и в первую очередь те, кто приходит сюда впервые, спешат увидеть памятник Яну Сибелиусу, вот уже четверть века являющийся неотъемлемым компонентом прекрасного природного ландшафта. В этой особенности заключается одно из основных достоинств монумента. Автор памятника совсем не случайно поместила свое творение в эту среду: многие произведения Сибелиуса основаны на глубоких впечатлениях от мира природы.

Второе отличие монумента — оригинальное воплощение его идеи. Первоначальное впечатление оказывается безошибочным: с какой бы стороны ни приближались к памятнику, с какой бы точки зрения ни созерцали его, в нашем восприятии возникает образ, вызывающий прямые ассоциации с органом. Таким был замысел скульптора Эйлы Хилтунен, когда в начале 1960-х годов, одержав победу в конкурсе, она приступала к работе. По мере того как идея художницы находила свое конкретное выражение, у нее появилось немало критиков. У многих если не шок, то откровенное возражение вызывало настойчивое стремление автора к поискам новых путей в решении пластической формы. Концепция Э. Хилтунен никак не совпадала с устоявшимися традиционными представлениями об образных возможностях скульптуры и реально противостояла им. Официальная критика и широкая публика хотели видеть памятник Сибелиусу в привычном художественном раскрытии. Оппозиция была сильной, о чем свидетельствуют и двухгодичные споры, которые велись в специально созданном международном жюри. Компромисс был найден: монумент — абстракция, как многие воспринимали тогда видение ваятеля, получил ставшее его неотъемлемой частью дополнение — реалистический портрет композитора, который скульптор поместила в стороне от основной композиции, но на той же гранитной основе, при помощи которой прочно связала два «разночтимых» компонента памятника в единое целое.

хилтунен5

В чем же заключается оригинальное пластическое решение образа Сибелиуса в памятнике Э. Хилтунен? Прежде’чем ответить на этот вопрос, укажем, что к образу великого композитора обращались многие финские живописцы и ваятели. Прежде всего назовем имя В. Аалтонена — патриарха финской скульптуры. Один из его портретов Сибелиуса, исполненный в мраморе, был подарен советскому правительству и находится ныне в фойе Большого зала Московской консерватории. Позже памятник Я. Сибелиусу был создан одним из наиболее представительных мастеров современной финской скульптуры К. Таппером. Но именно с монументом Э. Хилтунен связана новая страница в истории финского ваяния XX столетия — и по ряду причин.

Первая и главная из них, как мы уже указывали, это принципиально отличное воплощение образа композитора. Величественный орган, установленный на массивной скале — естественном пьедестале из гранитной породы, легко обозреваемый со всех сторон живописного парка, звучит как громкое эхо прекрасной музыки Сибелиуса, в чьих симфониях и песнях в единый и мощный хор слились голоса финской природы. Исполненные из нержавеющей стали трубы органа, разные по высоте и диаметру, образуют мощную ритмическую композицию, органично вошедшую в окружающий ландшафт. Ее волнообразное движение развивается в целом по горизонтали, но, устремленное одновременно вверх, достигает и нескольких вершинных взлетов.

хилтунен4

Из нержавеющей стали исполнен также и упомянутый выше реалистически трактованный портрет Сибелиуса. Конкретный образ композитора, погруженного в себя, в творческий процесс, отрешенного от всего земного и поглощенного музыкой инструмента и природы, естественно сочетается с внушительно звучащей образной метафорой — стальным органом.

Подчеркнув еще раз удачу автора в открытии столь выразительной аллегории, так естественно близкой образу Сибелиуса, отметим другое важное новшество, связанное с особенностями процесса работы над памятником. Ранее Э. Хилтунен применяла метод сварки, когда работала над композицией «Под водой» для города Тампере, и позже, уже в 1972 году, когда для того же города создавала фонтан «Пламя жизни». Или когда в середине 1970-х годов в Иране исполнила оригинальное произведение монументально-декоративной скульптуры «Пальмовая роща». Этот метод, требующий не только специальной профессиональной подготовки (она изучала металлургию и инженерное дело, архитектуру), но и определенной физической выносливости — для выполнения тяжелейшей работы она пользовалась услугами лишь одного ассистента — Э. Хилтунен с особой масштабностью использовала в памятнике Сибелиусу. При помощи сварки скульптор добилась того, что трубы органа получили разную фактуру, самым непосредственным образом способствующую богатой светотеневой игре на их стальной, покрытой оригинальными наростами из того же металла сверкающей поверхности. Найденные световые эффекты привели к повышенной цветовой выразительности нового материала.

Яркий и пасмурный, солнечный и лунный, дневной и вечерний свет, включая свет ночных софитов, преображают его, обогащая палитру. Определяющий ее чистый тонкий серебристый оттенок трансформируется порой в черный… Не гранит, наиболее традиционный материал, в котором предпочитали работать финские ваятели, или мрамор и бронза, а сталь, с ее особыми качествами и возможностями, поистине увлекает художницу. Созданный ею монумент Сибелиусу — один из наиболее ярких примеров того, как автор достигает выдающихся результатов в поисках нового, экспериментируя с формой и материалом.

Слава к Э. Хилтунен пришла в Г967 году, когда проект был осуществлен. Ныне итог ее многолетнего и упорного труда как самую дорогую реликвию родины почитают и взрослые финляндцы, и воспитывающиеся на глубоком уважении к истории молодые поколения граждан этой страны. Свою любовь к Сибелиусу, его бессмертным творениям Э. Хилтунен выразила не просто в оригинальной пластической форме: в воссозданный образ — гигантский инструмент (его высота около 8 метров, длина около 10 метров, глубина-ширина около 6 метров, вес — 28 тонн) — она слила воедино 580 серебристых труб, в музыке которых и затишье природы, и ее явственные звуки — шум леса, пронзительный северный ветер, биение о прибрежные скалы морских волн.

Можно прогуляться не только вокруг органа, но и подняться на сглаженный временем и людьми розовато-серый скалистый «постамент», подобно лаве, распластанный по земле, и пройтись под огромной массой монумента, заглядывая в полости разновеликих труб, с любопытством разглядывая сложившийся в своеобразные арабески их узорчатый покров.

Исполненный тонкой струйкой или преображенный в сплошное пятно или просто абстрактную орнаментику в низком рельефе, он напоминает растительные формы. Некоторые из труб выделяются рваной поверхностью и имеют дыры с неровными краями. Порой соединенные в группы, они все позволяют увидеть небо и ощутить эффект единства памятника с космическими мирами. На одной из труб с гладкой поверхностью — имя автора и время создания монумента. Его открытие в 1967 году явилось кульминацией праздников 50-летия независимости Финляндии. Монумент Сибелиусу пробуждает разные чувства и мысли. Бесспорно одно: мощными опорами подымающиеся из скалистой почвы трубы органа, торжественно возносясь над землей, как бы утверждают прочную связь всего сотворенного композитором с его родиной.

М. БЕЗРУКОВА.  Журнал «ЮХ».

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта