Утамаро Китагава

Утамаро Китагава (1753-1806) — японский художник, один из ведущих мастеров школы укиё-э. Укиё-э — нетрадиционная японская живопись и её репродукция в виде гравюры.

Наконец-то наступила долгожданная весна, а вместе с ней радость ожидания одного из самых любимых праздников — цветения вишни. Суетилась и готовилась к нему столица. Уже в то время, в XVIII веке, Эдо (нынешний Токио) был самым многолюдным городом мира. Все с нетерпением присматривались к только что появившимся бутонам сакуры: когда расцветут? Вишня настолько совершенна и горда, утверждают японцы, что лепестки ее опадают свежими на землю, чтобы увядание не тронуло их красоты. Пестрые группы горожан буквально наводнили район Аса-куса — центр развлечений столицы. Бойко шла праздничная торговля. В многочисленные чайные дома и театры нельзя было пробиться. Повсюду продавались поздравительные карточки — суримоно, гравированные изображения знаменитых красавиц и актеров.

utamaro 003Портрет Ханаоги.  Из серии «Современные красавицы».    1794 год.

Это искусство родилось совсем недавно здесь, в новой столице. Его назвали «укиё-э» — что означает «картинки этого бренного мира». Это было искусство зарождавшегося сословия купцов, ремесленников, торговцев. Оно отражало их вкусы, нравы.

Многие из листов были куплены европейцами в Японии и оттуда попали в Европу. Они впервые поведали любителям искусства Лондона и Парижа об удивительной Стране восходящего солнца. Знаменитые художники Франции восхищались тонким своеобразием и самобытностью этого искусства. Их поражало умение японских мастеров чуть-чуть, едва заметным намеком рассказать о значительном, простой линией передать тончайшие настроения, сопоставлением цветовых плоскостей рождать мир глубоких чувств и переживаний. Все это принесло японской гравюре всемирную славу. Она выполнялась в технике ксилографии (гравюра на дереве). В ее создании принимали участие три мастера. Художник, чьим именем впоследствии подписывалась гравюра, делал оригинальный рисунок на прозрачной бумаге. Резчик приклеивал этот лист лицом вниз на доску продольного распила, вишневую или грушевую, и прорезал, получая зеркальное воспроизведение оригинала. Для каждого цвета резалась отдельная доска, количество которых иногда доходило до сорока. Затем доски переходили к печатнику. Тот, смешивая красители минерального или растительного происхождения с рисовой пастой, наносил их на лист влажной бумаги ручного производства, в точности осуществляя замысел художника.

Гравюра «укиё-э» быстро полюбилась горожанам и стала самым значительным явлением в изобразительном искусстве Японии. Мастеров-художников было много, и каждый из них старался выбрать свою тему. Одни работали в театральном жанре, изображая сцены из популярных спектаклей театра Кабуки, портреты актеров в наиболее удачно сыгранных ролях, другие работали в традиционном дальневосточном жанре «цветы и птицы», третьи пробовали себя в пейзаже. Но не было среди них ни одного, который бы не отдал дань жанру «бидзинга» (изображение красавиц). Их произведения пронесли для нас сквозь века образы знаменитых красавиц своей эпохи.

utamaro 001Ожидание любви.  Из серии «Выбор песен».   1793 год.

В праздники и дни многочисленных фестивалей, посвященных то самой красивой лунной ночи, то любованию цветами ириса, художники приходили в Асакуса, чтобы найти свой образ, обрести творческое вдохновение. Горожане их хорошо знали, любили и почитали. Подлинным кумиром публики, авторитетом для всех мастеров ксилографии был Китагава Утамаро.

Утамаро — один из крупнейших мастеров японской гравюры. Его творчество высоко оценено современниками, поэтому о его жизни мы знаем больше, чем о других мастерах японской ксилографии.

Китагава Утамаро родился в 1753 году близ Эдо. Еще в детстве он проявил большие способности в рисовании и поступил в мастерскую известного художника Торияма Сэкиэна.

В предисловии к первому альбому Утамаро «Книга насекомых» его учитель писал: «…это настоящая живопись сердца, и, когда я вспоминаю прежнее время, я вспоминаю, что уже в детстве маленький Ута любил наблюдать мельчайшие особенности вещей». Вслед за этим альбомом Утамаро выпускает труды по естественной истории: «Книга раковин», «Книга птиц». Но это не просто копирование

природы. Каждому листу художник придает определенное настроение : он любуется блестящей спинкой жука, полетом стрекоз и птиц при ярком солнечном свете, прислушивается к шуму моря, которое все еще живет в лабиринтах причудливых раковин.

В историю японской гравюры Китагава Утамаро вошел как «певец женской красоты». В зрелые годы он обратился к этой теме и остался ей верен до конца дней.

utamaroИз серии «Большие головы»    90-е годы 18-го века.

В работах Утамаро много изображений красавиц, певиц, танцовщиц, служанок чайных домов, показаны повседневные занятия женщин, их труд, поэтично воспета тема материнства.

 utamaro3Купание.   1797 год.

Мастер Утамаро — создатель особого жанра классической гравюры («окуби-э»). Его многочисленные портретные серии — это огромный мир разнообразных чувств и эмоций, свидетельство глубокого интереса художника к человеческой личности.

utamaro1Чистка персиков.    1797 год.

Кисть Утамаро была острее, чем у предшественников, а характеристики образов — тоньше и разнообразнее. Он умело сочетал в своих работах духовную красоту героини и обаяние ее внешнего облика. Индивидуальность характера выражена глубоко эмоциональной пластикой, динамикой жеста.

utamaro2Портрет шестнадцатилетней служанки.   1796 год.

utamaro8Девушка.    Конец 18-го века.

Большое внимание художник уделял изображению рук, их он неизменно включал в каждый портрет. В своих знаменитых сериях «Соревнование в верности», «День и часы девушки», «Большие головы», которые он создал в 90-е годы XVIII века, художник внимательно вглядывался в лицо женщины, старался достоверно передать каждый жест. Линия плавна и напевна, цвет точен, само изображение пропорционально соотнесено с плоскостью листа. Мастеру удалось запечатлеть такие, казалось бы, неуловимые оттенки настроения, как затаенная грусть, мечтательность, радость ожидания, горечь разлуки.

utamaro 005

utamaro4

utamaro5Рукоделие.  Фрагменты     1793 год.

Утамаро обладал поразительным чувством меры. Тщательно вырисовывая узор на кимоно, шпильки и гребни изысканных , мельчайшие аксессуары, зачастую он отказывался от изображения интерьера или пейзажа. Нейтральный фон его причесок гравюр сосредоточивает все внимание на главном — изображении внутреннего мира героини, которую максимально приближает к зрителю.

utamaro9

Лентяйка.   Из цикла «поучительное зерцало для родителей».    1801 год.

Любопытны надписи, которыми художник иногда сопровождает некоторые из своих листов: «Утамаро-портретист после зрелого рассмотрения».

«Окуби-э» Утамаро еще нельзя назвать портретом в современном смысле слова. Он опускает многие подробности и детали, передает только характерные признаки, присущие данному лицу, для выражения сложных человеческих чувств. Художник создает не портреты конкретных людей, а как бы портреты чувств, приближаясь к постижению психологии образа, что станет задачей искусства более поздней эпохи. «Красиво и жизненно» — вот кредо Китагавы Утамаро, которое он пронес через все свое творчество.

В конце XVIII века появляется триптих мастера «Развлечения Тайко», ставший для него роковым. Это злая, острая сатира на военного правителя Японии, проводившего время среди красавиц. Смелого художника заточили в тюрьму. В течение пятидесяти дней у него были скованы руки. Пребывание в заключении подорвало его здоровье и ускорило смерть. После освобождения Утамаро работал мало и умер в 1806 году. Он оставил после себя многочисленных учеников и последователей. Еще долгое время художнику подражали, его произведения перепечатывали и даже подделывали. Искусство Утамаро явилось вершиной классической японской гравюры XVIII столетия.

Е. ЛЕВЕНШТЕЙН.   Журнал «ЮХ».

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта