Герель Грета

Грета Герель (1896-1982) — швецкая художница. Окончила Академию искусств Швеции.

Дружила с А.Мережковским и З.Гиппиус.

 

Гвозди. 1978 год.

Имени шведской художницы Греты Герель вы не найдете в энциклопедиях и справочниках по искусству на русском языке. И это довольно странно, поскольку Герель — не удивляйтесь — довольно важная фигура именно для отечественной культуры прошлого века.Даже на безбрежных просторах русскоязычного Интернета можно встретить пока всего одно упоминание о Герель. Знаменитый французский славист и коллекционер Рене leppa с восторгом рассказывает как он купил по случаю «абсолютно музейный» портрет писателя и религиозного философа Дмитрия Мережковского работы Греты Герель.

.С Мережковским и женой его, поэтессой Зинаидой Гиппиус, культовыми, как бы сказали теперь, фигурами Серебряного века, шведская художница познакомилась в начале 1930-х годов в Париже. Она приезжала в тогдашнюю столицу мировой живописи каждый год, чтобы совершенствовать свое мастерство.Грета Герель родилась в Стокгольме в 1898 году в семье высокопоставленного дипломата. Училась живописи в Академии искусств Швеции и была настолько талантливым и прилежным молодым живописцем и гравером, что ежегодно получала стипендии академии. Через два года после окончания академии, в 1922-м, за свои работы Герель получила медаль Принца Швеции и стипендию для поездки за границу. Она приехала во Францию, познакомилась с Пабло Пикассо, Жоржем Браком и Хуаном Грисом. Продолжила учиться живописи в студии знаменитого французского художника и критика Андре Лота. Все новейшие тенденции искусства модернизма-фовизм, кубизм, дадаизм-Грета Герель изучала, но милее всего оставался для нее импрессионизм, в котором она достигла поразительных успехов. Ну а наибольшее влияние на ее миросозерцание, на духовные поиски оказали именно Мережковский и Гиппиус. На заседаниях кружка «Зеленая лампа» которые проводили в парижской квартире Мережковских, шведская художница познакомилась с миром русских религиозно-философских исканий начала XX века. С 1935-го по 1945 год 1ёрель переписывалась с Зинаидой Гиппиус. В Шведской Королевской библиотеке хранится 250 писем русской поэтессы к шведской художнице. Часть из них была издана американским исследователем Темирой Пахмус в 2002 поду отдельной книгой под названием «Мысль и зрение’.’ Письма написаны по-французски и пока на русский не переведены.

После знакомства с четой Мережковский — Гиппиус художница, произведя решительный разворот назад с точки зрения истории эстетики XX века, на всю жизнь стала последовательницей антропософского движения, религиозно-философского учения, сочетающего христианство с традициями восточных религий и культов. Антропософами были поэты Андрей Белый и Максимилиан Волошин, художник Василий Кандинский, режиссер Андрей Тарковский и много других мировых знаменитостей. Последователи антропософии полагают, что для достижения духовного совершенства человек должен развивать в себе интуитивные способности познания присутствия Бога даже в самых простых вещах и явлениях материального мира. Кода Грете Герель было уже за 70 лет; она начала рисовать именно простые, обыденные на первый взгляд предметы, пораженная, как она однажды писала, их «скрытой красотой»: яйцо, кувшин, ложку, ракушку, связки лука и чеснока, металлические щипцы, замок, гвозди. Почти к каждой такой картине Герель писала и небольшое стихотворение. Вот одно из них — к картине, на которой изображена простая деревянная ложка:

Ты хотел дать мне
нечто по-настоящему дорогое,
воспоминание, которое счастливо

Тебя сохраняет
Ты взял маленький деревянный предмет
и положил заботливо мне на ладонь
им я однажды ела мед

Но металлические предметы стали для художницы объектом наиболее пристального внимания, поскольку в них она видела особый смысл: работая с металлом, человек прикладывает очень много интеллектуальных и физических усилий для познания и изменения мира. Наиболее знаменитая работа Греты Герель семидесятых называется «Гвозди» К ней тоже предпослано стихотворение:
В тайном окружении множества
вопросов без ответа
мы стоим на берегу безбрежного океана.
Наше единственное достоинство в том,
что мы всегда вертикальны
к горизонтальной линии моря и волнам.
И здесь возникает крест —
ответ на все вопросы.

Известный шведский художестеенный критик Стен Карлинг писал, что изображение четырех скрещенных старинных гвоздей настолько мистично и одновременно прозрачно, что с очевидностью направляет мысли зрителя к гвоздям, которыми Иисус Христос был распят на кресте.
По завещанию Греты Герель могила Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус на парижском кладбище содержится на деньги ее наследства «до конца времен».По признанию самой художницы, сильное влияние на ее творчество в 70-х оказала и переписка со Светланой Аллилуевой, бежавшей в США дочерью Иосифа Сталина. Как и почему началась переписка и где сейчас эти письма, пока является тайной.
Грета Герель умерла в 1982 году, и прах ее по завещанию был развеян над Стокгольмом.

Григорий НЕХОРОШЕВ

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары