Фукуда Сигео

Фукуда Сигео (1932-2009) — японский художник-плакатист.

Оттого, по-видимому, что идеология коммунистического интернационализма лишила нас национального самосознания, самоощущения, столь внимательно привыкли мы вглядываться в черты других народов, с удовлетворением отмечая черточки, роднящие русских с американцами, французами или обитателями островов Кука.

Публика, приглашенная нынешней зимой в Фотоцентр Союза журналистов на открытие выставки плаката Японии, страны далекой, загадочной, неожиданно для себя оказалась в атмосфере полного душевного комфорта. Это было наше!

 fukuda1

Да-да, родное и близкое, в особенности то, что касалось рекламы, торговли… Плакаты, сделанные художниками по заказу торговых домов, железнодорожных компаний и ювелирных магазинов, казалось, не были связаны с объектами рекламы, не навязывали раздражающих голодный глаз лаковых автомобилей, сияющих флаконов и искрящихся мехов, а с философичной проникновенностью звали задуматься, поразмыслить, чисто по-русски порефлексировать и по-эсэнговски потусоваться. Чему, надо сказать, с удовольствием предавался приглашенный люд.

Предлагаем и вам, читатель, посмотреть на некоторые образцы японского плаката, а также прочесть, что пишут о нем сами японцы.

Искусство плаката в Японии всегда выходило за рамки простого посредника при передаче информации, неся большую изобразительную нагрузку. Плакат в Японии — важнейшая составляющая культуры. Такое самоопределение в среде художников-плакатистов возобладало в 60-е годы, все более утверждаясь в годы 70-е. А в 80-е японские плакаты и афиши стали еще более изобразительными.

Во многом благодаря искусству плаката люди поняли, что их повседневная жизнь наполнена возбуждающими образами. И это направление уже не может больше рассматриваться как разрушающий феномен авангарда, поскольку плакатисты в то же время поддерживают свой статус художников. Если кто-то настаивает на том, что они все же отличаются от обычных художников, то это оттого, что плакатисты должны постоянно иметь дело с обществом, наполненным информацией. Плакатисты должны вести постоянную напряженную борьбу с этим обществом в то же время искать пути для формирования и поддержания своей индивидуальности. И это настоящая битва, одним из результатов которой можно считать проникновение техники плаката в другие области искусства.

Пятнадцать художников — участников выставки отличает глубокое осознание плаката как социального искусства. Юсаку Кзмекурз (1915) — тот первооткрыватель, который вывел японский плакат на верный путь. Его чистое, геометрическое и устойчивое чувство композиции было крайне необычным для мира дизайна Японии, когда он начинал свой путь. Он сохранил сильное чувство композиции до сегодняшнего дна что определило его особое место в мире японского плаката.

Далее история пишется широкими, щедрыми красками второго поколения художников, включая Кадзумаса Нагаи (1929), который ввел абстрактные формы. Большой интерес вызывают его последлние работы с использованием традиционных японских форм. В этом смысле его творчество сродни искусству Икко Танаки.

Второе поколение художников-плакатистов представлено Макото Накамура, блестящим художественным руководителем: Мицуо Кацуи, работы которого отличает тщательная чистота линий; известным своими удивительными идеями Сигео Фукуда и непревзойденным графиком Масаеси Накае.

Третье поколение плакатистов суммировало и воплотило в тончайших образах уникальное японское чувство пространства, выразив его в графических терминах.

Кэнсиро Такими

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары