Флёрова Елена
Флёрова Елена Николаевна (1943) -советский российский еврейский художник. Написала более 500 картин из жизни еврейского народа.
Ее работы дарят ощущение глубины и серьезности. И то, что художница часто предпочитает выигрышному цвету черно-белый рисунок, не снижает эмоционального воздействия ее полотен.
Творческая судьба Елены Флеровой сложилась счастливо. Мать, заметив любовь трехлетней дочери к рисованию, не только поощряла, но и направляла ее. Затем Центральная художественная школа, факультет станковой графики Суриковского института и, наконец, аспирантура Академии художеств, где наставником и другом молодой художницы стал известный мастер Евгений Кибрик.
Уже в своей дипломной работе «Дневник Анны Франк» — пять листов, несущих беспощадный приговор фашизму и в то же время полных восхищения мужеством героини и сострадания к ее судьбе,— Флерова проявила творческую зрелость и профессионализм.
Еще в студенческие годы она увлеклась тематическими композициями революционного звучания. И «Арест Временного правительства» и романтичные листы, посвященные Парижской коммуне, отличались образной завершенностью и композиционным своеобразием. (Кстати, цикл «Парижская коммуна» и офорт «Вечер» в 1972 году были удостоены серебряной медали Академии художеств.)
Творческие интересы художницы разнообразны. Она автор иллюстраций к «Легенде об Уленшпигеле» и сказкам Андерсена. Есть у нее и портреты — все, как правило, глубоко психологичны и очень индивидуальны. И пейзажи.
Чистых пейзажей немного, но зато каждый увиден и прочуствован по-своему. Смотришь на её парижские бульвары, например, и ощущаешь, как пахнет туманный влажный воздух, слышишь, как шуршат под ногами прохожих опавшие листья.
Есть у Флеровой и жанровые полотна. Два из них—«Отец и сын» и «Литовская свадьба» — мы воспроизводим.
— «Литовская свадьба» — центральная часть триптиха, — рассказала мне художница.— Я случайно оказалась на этой свадьбе. И, признаюсь, была пленена невестой. Она в этот счастливый миг своей жизни была так далека от всего земного, людей, которые ее окружали. Помнится, меня поразило то, как по-разному собравшиеся относились к свадьбе, что говорили вокруг и о невесте и о женихе… Именно об этой разности восприятия одного и того же события я и думала, работая над полотном.
Сейчас Елена Николаевна Флерова начала работу над большой серией, условно назвав ее «Крестьянская». Задача достаточно серьезная — проследить за изменениями во внутреннем мире человека, связанного с землей, за шестьдесят с лишним лет. Несколько работ готовы. Остальные — в набросках и замыслах.
— Почему вы, горожанка, решили писать крестьян?—спросила я Елену Николаевну.
— Еще в студенческие годы, увлекшись темой революции, я много сидела в архивах, изучала иконографию. Тогда-то и натолкнулась на интереснейший материал о дореволюционной деревне, ну, а современную наблюдала часто, бывая в средней полосе России. А то, что я родилась в Москве, на Плющихе, не помеха. Тем интереснее встретиться с другим, не похожим на мой образом жизни. В этом случае и глаз острее и требования, которые предъявляешь к себе, выше. А главное—прикосновение к душе земледельца помогает глубже понять и ощутить Россию.
Е. ТАРАСОВА