Фатми Мунир

Фатми Мунир (1970) — французский художник марокканского происхождения. Автор инсталляций, видео, живописных и скульптурных работ.

В Московском музее современного искусства (на Петровке) открылась выставка «Res Publica» Очередное событие в рамках Года Франция — Россия-2010 представляет произведения из собрания Государственного центра изобразительных искусств Франции, одного из крупнейших собраний современного искусства в мире. История этого собрания восходит еще к Великой французской революции — Государственный центр изобразительных искусств в том числе должен снабжать региональные госучреждения портретами подобающих исторических лиц и копиями главных государственных полотен вроде, например, «Свободы на баррикадах», а посольства Франции по всему миру — соответствующими их статусу предметами обстановки, например, гобеленами. Что, впрочем, не мешает этому фонду весьма внимательно собирать современное искусство, причем не только французское, хотя собрание это носит; пожалуй, не столько музейный, сколько архивный характер. Подготовивший экспозицию в ММСИ французско-русский дуэт кураторов — Никола Одюро и Елена Яишникова, проявил большой вкус, отобрав в запасниках Государственного центра множество, и правда, первоклассных работ, пусть это и не масштабные живопись, скульптура или инсталляции, а в основном тиражные вещи, видео, графика и фотография. В ММСИ можно увидеть, например, такой шедевр, как «Шествие теней» Митьяма Кентриджа, видеоартиста из ЮАР нашей публике запомнившегося после III Московской биеннале, где он представил полиэкранный анимационный фильм-инсталляцию, посвященную сталинским процессам против «формалистов» выполненный в эстетике агитпропа «Шествие теней» -также анимация, упоительная в своей изобретательности и представляющая нескончаемый обоз, табор, караван, парад беженцев, кочевников, дезертиров, партизан — в общем, все то, что может пройти слева направо по экрану и от начала до конца — по жизни. Вселенский этот поход из ниоткуда в никуда, пожалуй, самое точное соответствие кураторской идее выставки: Одюро и Яишникова предлагают вернуться к изначальному буквальному смыслу латинского выражения «res publica»: общее, всенародное дело. Что может сплотить сильнее, нежели поход или бегство. Что касается других общих дел и интересов, то с ними, пожалуй, все не так очевидно. Кураторам, видимо, очень хотелось сделать подборку социального и политически ангажированного искусства, тем более что французские художники и интеллектуалы традиционно симпатизируют левому дискурсу.

fatli1

Спасти Манхеттен 01

В ММСИ можно увидеть немало работ, так или иначе представляющих собой реакцию на злобу дня. Например, эффектную инсталляцию работающего в Париже уроженца Марокко Мунира Фатми «Спасти Манхэттен 01» — своего рсда визуальный каламбур, в котором расставленные на столе стопки книг посвященные 11 сентября, отбрасывают на белую стену тень в виде абриса Манхэтте-на, причем башни-близнецы оказываются проекцией двух гигантских, с золотым тиснением, подаренных изданий Корана. Или очень тонкую фотосерию нидерландской художницы Ринеке Дикстра «Оливье Сильва. Иностранный легион» -цикл почти парадных портретов юного легионера, где от снимка к снимку, сделанных по мере того, как молодой человек нес свою службу, можно (или нам это внушают?) прочесть, как Оливье из энтузиаста-‘крестоносца» превращается в лишенного всяких иллюзий профессионального наемника.

Но, впрочем, записать все представленные на выставке работы по ведомству политически ангажированного искусства не получается. Во всяком случае, единственные приехавшие в Москву участники проекта — совсем молодые, хотя и уже известные, французские художники Фабиен Жиро и Даниэль Сибони на пресс-конференции сказали, что считают откровенно ангажированные художественные высказывания устаревшей и старомодной формой искусства и, возможно, в присутствии официальных представителей французского посольства — не стали отвечать на вопрос, породило ли столь непопулярное у французской интеллигент правление «правого» Саркози новую волну протестного искусства. Сами Жиро и Сибони в ММСИ представлены отлично снятым видео «Стрельба по своим» — закольцованный проезд камеры по съемочной площадке, на которой неприкаянно и уже безо всякого энтузиазма играют в войнушку не то повыдохшиеся «ролевики» не то оставшиеся без присмотра в силу очередной забастовки сценаристов участники массовки сразу нескольких боевиков — террористы, спецназовцы, зэки, гангстеры, участники нынешних уличных банд…

На выставке из собраний Государственного центра изобразительных искусств Франции можно увидеть работы отнюдь не только молодых художников и произведения не только последних лет. Тут есть, например, объекты родившегося в 1923 году в Венгрии Ионы Фридмана — макеты строений, отсылающие к архитектурным утопиям исторического авангарда или энтузиастических 1960-х, однако сделанные из столь заведомо случайных, помоечных материалов и столь небрежно, что не оставляют места никакой надежде на воплощение. Или снятое в 1970-е годы видео американки Элеанор Антин, придумавшей себе альтер эго — кореш калифорнийского «города-государства» Солана-Бич. Однако видео запечатлело вовсе не то, как этот правитель решает свои государственные проблемы, а то, как симпатичная женщина не без кокетства крутится перед зеркалом, приклеивая усы и бороду — единственные свои королевские регалии.

Если у участников «Res publiса» нечто общее, то это не столько ангажированность, сколько некая ироня и в то же время ностальгия по политическому как почти утраченному сюжету искусства.

Ирина Кулик.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары