Фёдоров Н.

Фёдоров Н. — русский художник 19-го века.

fjodorov n1Портрет Е.А.Санковской.

Душой московской балетной сцены 30—40-х годов XIX века была Е. А. Санковская. Яркость ее артистической индивидуальности, строгая простота и необыкновенная поэтичность созданных ею образов снискали ей популярность, сравнимую разве что с известностью мастеров Малого театра, ее современников и друзей. «Роли ее,— вспоминал писатель Н. Д. Дмитриев,— отличались именно тем, чего большею частью недостает у балетных артисток: идеею, характером. В свои легкие, воздушные создания она вносила живую игру страстей. Ее ундины, сильфиды, пери то сливались с стихийным миром, из которого брали свою бесплотность, то сходились с участью человека, с его радостями, счастием, мечтами. Игра ее сообщала балету изящную, грациозную серьезность художественного создания. Зритель выносил из балета впечатление живого образа, художественного типа. В этом состояло главное достоинство игры г-жи Санковской. В выполнении же ролей заключалось то очарование, о котором, конечно, помнят современники. Игра ее отличалась строгим изяществом и благородством; танцы — тою прелестью и простотой, которая неуловима для описания: в них было то, что есть в лирических творениях Пушкина или ландшафтах Рюиздаля: ясная, светлая, как воздух, поэзия». Свои воспоминания Дмитриев писал в 1859 году, когда Санковская уже покинула сцену, но они верно рисуют отношения передового московского студенчества сороковых годов к ее искусству. По словам Дмитриева, в студенческой среде имя Санковской было у всех на устах. «Громкое имя артистки заключало в себе магическую неисповедимую силу. В нем было все, что молодое, горячее воображение может представить лучшего и чистого. Оно было знаменем, под веянием которого мы шли на всякое благородное, великодушное дело. И как вдохновительно действовало это имя!» В этой несколько восторженной оценке романтического искусства танцовщицы заключалось, однако, много справедливого. Н. Д. Дмитриев, по сути дела, говорил о том же, о чем за два года до него писал трезвый реалист Салтыков-Щедрин в своих «Губернских очерках»: он тоже вспоминал о тех недавних временах, когда «незабвенная Санковская приводила в неистовство молодые сердца», и называл ее имя рядом с именем Мочалова.

Последнее обстоятельство — нередкое у современников сближение имени Санковской с именами выдающихся мастеров Малого театра — в высшей степени характерно само но себе. Своих связей с искусством Малого театра, завязавшихся в годы школьных выступлений Санковская не порывала никогда. Даже будучи первой танцовщицей московской сцены, она нередко выступала в дивертисментах и антрактах, сопровождавших драматические спектакли. Популярная участница бенефисных спектаклей М. С. Щепкина, его ученика и продолжателя его реалистических традиций С. В. Шуйского, она до конца своей сценической деятельности оставалась близка творческим стремлениям «второго университета» Москвы.

В.Красовская.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта