Фёдоров Н.
Фёдоров Н. — русский художник 19-го века.
Душой московской балетной сцены 30—40-х годов XIX века была Е. А. Санковская. Яркость ее артистической индивидуальности, строгая простота и необыкновенная поэтичность созданных ею образов снискали ей популярность, сравнимую разве что с известностью мастеров Малого театра, ее современников и друзей. «Роли ее,— вспоминал писатель Н. Д. Дмитриев,— отличались именно тем, чего большею частью недостает у балетных артисток: идеею, характером. В свои легкие, воздушные создания она вносила живую игру страстей. Ее ундины, сильфиды, пери то сливались с стихийным миром, из которого брали свою бесплотность, то сходились с участью человека, с его радостями, счастием, мечтами. Игра ее сообщала балету изящную, грациозную серьезность художественного создания. Зритель выносил из балета впечатление живого образа, художественного типа. В этом состояло главное достоинство игры г-жи Санковской. В выполнении же ролей заключалось то очарование, о котором, конечно, помнят современники. Игра ее отличалась строгим изяществом и благородством; танцы — тою прелестью и простотой, которая неуловима для описания: в них было то, что есть в лирических творениях Пушкина или ландшафтах Рюиздаля: ясная, светлая, как воздух, поэзия». Свои воспоминания Дмитриев писал в 1859 году, когда Санковская уже покинула сцену, но они верно рисуют отношения передового московского студенчества сороковых годов к ее искусству. По словам Дмитриева, в студенческой среде имя Санковской было у всех на устах. «Громкое имя артистки заключало в себе магическую неисповедимую силу. В нем было все, что молодое, горячее воображение может представить лучшего и чистого. Оно было знаменем, под веянием которого мы шли на всякое благородное, великодушное дело. И как вдохновительно действовало это имя!» В этой несколько восторженной оценке романтического искусства танцовщицы заключалось, однако, много справедливого. Н. Д. Дмитриев, по сути дела, говорил о том же, о чем за два года до него писал трезвый реалист Салтыков-Щедрин в своих «Губернских очерках»: он тоже вспоминал о тех недавних временах, когда «незабвенная Санковская приводила в неистовство молодые сердца», и называл ее имя рядом с именем Мочалова.
Последнее обстоятельство — нередкое у современников сближение имени Санковской с именами выдающихся мастеров Малого театра — в высшей степени характерно само но себе. Своих связей с искусством Малого театра, завязавшихся в годы школьных выступлений Санковская не порывала никогда. Даже будучи первой танцовщицей московской сцены, она нередко выступала в дивертисментах и антрактах, сопровождавших драматические спектакли. Популярная участница бенефисных спектаклей М. С. Щепкина, его ученика и продолжателя его реалистических традиций С. В. Шуйского, она до конца своей сценической деятельности оставалась близка творческим стремлениям «второго университета» Москвы.
В.Красовская.