Балдин Виктор
Балдин Виктор Иванович (1920-1997) — архитектор-реставратор, спаситель Бременской коллекции.
В Россию приезжала с визитом канцлер Германии Ангела Меркель. Говорят, президент Путин вновь попытался подарить ей знаменитую Бременскую коллекцию. Первая попытка закончилась скандалом — министра культуры Михаила Швыдкого в телеэфире обвинили в торговле музейными ценностями.
Кто бы знал, что начало эпопее с кочующими мировыми шедеврами положит безвестный «остарбайтер», угнанный в 1942-м с Украины. Он батрачил в замке Карнцов под Берлином и не раз видел, как ночами эсэсовцы сносили в подвалы какие-то яшики. Когда в 1945-м в замке расположилось командование 38-й инженерно-саперной бригады 61-й армии 1-го Белорусского фронта, бывший пленник рассказал о «кладе».
Грабители и победители
«Раскопки», проведенные кладоискателями-красноармейцами, были массовыми. Картины Рафаэля, Дюрера, Рембрандта, Ван Гога расходились как горячие пирожки. Их меняли на швейные машины Zinger, «сапоги Черчилля» (офицерские сапоги, сшитые, по слухам, из хрома, подаренного Сталину Черчиллем) и всякий ширпотреб, бывший в СССР в диковинку… Капитан Красной армии Виктор Балдин, реставратор по профессии, первым понял, что уничтожаются уникальные ценности, и стал сначапа забирать их остатки из подвала, а потом выменивать у солдат и офицеров. Больше месяца, пока саперы шли походной колонной от Берлина до Бреста, Балдин собирал «походный музей» в своем чемодане, обменивая трофейные сувениры на губные гармошки, планшеты, шали, отрезы ткани, бижутерию и немецкие марки.
В чемодане Балдина оказалось 362 работы, живопись и графика, а также личный кортик Геринга. Он плюс «география» живописных работ позволили историкам и искусствоведам утверждать, что коллекция была награблена для Германа Геринга, в том числе из собраний бременского Кунстхалле, откуда работы свозились в подвалы Карнцов под предлогом спасения от «красных варваров» и американской оккупации.
Часть этого награбленного фашистами разнесли по свету победители — в Новосибирск, Самарканд, Самару, Баку, но большая часть бременских рисунков осела в чемодане Балдина. Его капитан спрятал в Троице-Сергиевом монастыре под Загорском, где работал реставратором. После смерти Сталина в 1953-м Виктор Балдин писал письма — писал всем, начиная с Климента Ворошилова и заканчивая Борисом Ельциным, — предлагая вернуть в музеи Бремена свой чемодан с графикой. Лишь в 2003 году, после затяжных переговоров, была предпринята первая попытка возвращения. Ее остановили музейшики и реставраторы.
Домашняя ссора
— Это было в прямом телевизионном эфире, — вспоминает Савва Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России и бывший участник российско-германских переговоров по проблеме перемещенных ценностей. — Из газет я узнал, что бременская коллекция будет отдана Германии. В тот же вечер меня пригласили на ТВ, но в одной студии с тогдашним министром культуры Михаилом Швыдким я сидеть отказался. Меня сняли в отдельной студии. Я его спросил: «Когда вы снимали фильм о Бремене, вы мне лично говорили, что ничего не надо отдавать. Почему изменили позицию и предлагаете все отдать?»
Ямщиков в прямом эфире показал подлинник документа 1994 года, по которому немецкая сторона в обмен на возвращение части бременской графики обязывалась реставрировать исторические памятники двух российских городов, разрушенных Второй мировой войной, — Новгорода и Пскова.
По данным источника «Профиля» в Министерстве культуры, тот эфир смотрел президент Путин, который якобы возмутился тем, что его «пытаются водить за нос». Сделка была сорвана, а Швыдкому Путин якобы приказал: «Ямщиков вам показал документ, вот и работайте».