Никулин Андрей
Андрей Осипович Никулин (1875-1945) — русский советский художник.
Детские и юношеские годы Никулина связаны с Барнаулом: он был учеником Барнаульского горного училища. Приехав в 1897 году в Петербург он поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица на театрально-декорационном отделении. В Петербурге Никулин сдружился с будущим алтайским композитором А. В. Анохиным, известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным, вокруг которых группировалась талантливая сибирская молодежь, собирающаяся беззаветно служить своему краю. В 1903 году Никулин получает право на заграничную поездку во Францию и Италию и в 1904— 1905 годах учится в Академии Жюлиан в Париже. После учебы молодой художник возвратился в родной город, но, не найдя в Барнауле места учителя рисования, вынужден был принять предложение Боголюбского рисовального училища (Саратов). Здесь Никулин преподает в течение нескольких лет, но ежегодно на несколько месяцев приезжает на Алтай.
В 1908 году в Барнауле и Томске состоялись его первые персональные выставки. Неоднократно выставлялся он также в Петербурге, Москве, Саратове, экспонируя живопись и театральные эскизы.
Гора Белокуриха с юга. 1910-е годы.
Ряд живописных произведений Никулина посвящен Саратову. Но главной темой его творчества стала природа горного Алтая и окрестностей Барнаула. Живописные полотна художника «Кумир. Бучило», «Камни на реке Белокурихе», «Кедровый лес» и другие раскрывают мастерство Никулина-жнвопнсца. Колорит его полотен пленяет красотой, изысканностью, все залито солнцем, воздухом.
Камни на реке Белокурихе. 1910-е годы.
Одним из значительных произведении художника считается его картина «Голубой Алтай». Все полотно написано на едином дыхании, страстно, трепетно. Цвет переливается и сияет. Это Алтай, написанный так, как его еще никто не писал, «по-никулински».
Кроме алтайской сюиты до нас дошло несколько пейзажей Барнаула. Они отличаются сиреневато-розовой и оранжевой гаммой, насыщены светом.
Последние лучи. Барнаул. 1910-е годы.
Значительное место в творчестве художника занимало оформление театральных декораций. Многие из них были выполнены в технике акварели.
Камни на реке Каргон. 1910-е годы.
Много времени и сил отдавал А. О. Никулин педагогической деятельности. В дореволюционные годы — это Боголюбовское рисовальное училище, с 1918 по 1922 год — художественная студия и Алтайские художественные мастерские в Барнауле. Позже А. О. Никулин работает в Москве в «Сов-кино», а затем на «Мосфильме». Здесь он стал ведущим живописцем фонов и декораций, а также художником-постановщиком. Им оформлены кинофильмы «Новый Гулливер», «Тринадцать»,
«Руслан и Людмила» (1938), «Василиса Прекрасная» (1940) и другие. В 1944 году А. О. Никулину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Творческие манеры А. О. Никулина, их живописное мастерство и культура оказали и оказывают большое влияние на художников Алтая и Сибири.