Никиреев Святослав

Никиреев Святослав Михайлович (1932) — советский российский художник-график. Родом из Тамбовской области. Учился в Пензенском художественном училище. Закончил Суриковский институт (мастерская Е.Кибрика). Мастер офорта. На его листах русские городки,   природа Подмосковья и Среднерусская природа, Средняя Азия, Индия идругие края.

Яблони в цвету.

Абрикосы и виноград, знаменитые туркменские дыни — красное солнце пустыни — трудно поверить, что вce это выращено здесь, под тяжелым, жгучим дыханием раскаленных песков.

Знакомство мое с Туркменией состоялось в апреле.

 

Город Небит-Даг.

В окрестностях Ашхабада, в зеленых предгорьях Копетдага, в цветущих фруктовых садах пели соловьи, порхали бабочки. Но в песках все живое уже готовилось к длительной спячке, спасаясь от сорокаградусной жары. Хорошо было в зеленых горах, где созрел тутовник, но ощущение дыхания пустыни, что раскинулась на огромной территории, звало меня туда, чтобы увидеть, как там всему живому живется.

Пески под Ашхабадом.

…Среди мелкого разнотравья злаковых, осыпавших сухие семена, на тонких стебельках пестрели пурпурные головки мака. Кандым в полном летнем цветении. Его тонкие редкие ветви с листьями, похожими на хвою, увешаны были розовыми, красными, желтыми пушистыми шариками-цветками, между ними мелькали крупные жуки-златки и ящерицы агамы. Среди часто растущих кустарников кандыма. эфедры, саксаула, песчаной акации встречались сочные цистанхе, растения паразиты, живущие в корнях кандыма.

Чайхана.

В полдень жарко. Лишь жуки-чернотелки, муравьи, мелкие ящерицы хлопотливо занятые жизнью. Черепахи, змеи прячутся в норы. С тревожной радостью я встретил варана. Старый, песчано серый, более метра. Предупредив меня угрожающей позой, шипением, он поплелся неторопливо с утренней охоты в свою нору.

Жизнь песков, раскинувшись барханами, как океан в штормовую погоду близ Каспия, сурова. Живительная вода Каракумского канала сюда еще не пришла. Нет ее и в районах Небит-Дага — города нефтяников, хотя огромными человеческими усилиями этот город утопает в нежной зелени. А в окрестностях этого оазиса до самого Каспия песчано-полынные солончаковые степи с гордыми верблюдами, солеными озерами. Нестерпимая жара. Обжигающие ветры с песком наводили бы грусть и усталость. Но тут всюду приметы дел человека; нефтяные, газовые разведывательные вышки, автоматические качалки нефти, линии электропередачи, люди, машины. И, глядя на это, на непрекращающийся круглосуточный труд мужественных людей с загорелыми обветренными лицами, сам бодришься и крепчаешь.

Станислав НИКИРЕЕВ

 

 

 

 

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары