Андреев Николай
Андреев Николай Андреевич (1873-1932) — русский советский художник и скульптор.
Грустный памятник несчастному гению
Один из самых уютных уголков Москвы — дворик дома №7 по Никитскому бульвару. Дома, который стал последним пристанищем Николая Васильевича Гоголя и перед которым в наши дни стоит один из лучших памятников великому писателю — работы скульптора Н. Андреева.
Правда, обстоятельства последних лет жизни писателя уютными никак не назовешь. Гоголь занимал несколько комнат у религиозного фанатика А.П. Толстого. Больной, с ума сходящий, он попал под «покровительство» священника Матвея Константиновского, человека строгого и набожного донельзя. Батюшка уговаривал писателя покаяться и больше не писать греховных книжек, а вместо этого заняться благостными религиозными сюжетами. Гоголь попробовал, но ничего из этого не вышло. Зато после одного из визитов священника он сжег в камине второй том «Мертвых душ».
Перед смертью Николай Васильевич всех приводил в ужас своими странными речами. «Поднимите, заложите, на мельницу, ну же, подайте! — кричал он. -Давай, давай! Ну что же!» Вдруг заорал: «Лестницу! Поскорее давай лестницу!» И отошел.
Черновики же второго тома, вероятно, уничтожил
хозяин дома А. Толстой. Сейчас там библиотека под названием «Дом Гоголя». В комнатах, которые когда-то занимал несчастный гений, — маленький музей. И посетителям за просто так показывают вещи из эпохи Гоголя, диван, принадлежавший славянофилу Погодину, и легендарный камин.
Во дворе же в 1959 году был установлен памятник писателю. Судьба у этой статуи такая же нелегкая и противоречивая, как у ее героя. Памятник был открыт в 1909 году на Арбатской площади, там, где сегодня стоит другой Гоголь, выполненный Н.В. Томским.
Газета «Правда» заявляла, что памятник Андреева «искажал образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и мистика».
А искусствовед А. Бакушинский утверждал: «Наша социалистическая культура, вся пронизанная бодростью и радостью… Такого Гоголя мы хотим видеть в памятнике, поставленном ему на одной из самых красивых площадей нашей социалистической столицы».
В результате в 1935 году Всесоюзный комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявил конкурс на новый монумент, «отражающий подлинный облик великого русского писателя». Так появился новый Гоголь, в наши дни стоящий на Арбатской площади. А старого сначала угащили в Донской монастырь (там при советской масти был Музей архитектуры), а потом установили во дворе библиотеки.
Кстати, смотрится он там гораздо лучше, чем смотрелся посреди открытого пространства площади. А читатели могут его погладить по ноге.
Алексей МИТРОФАНОВ, москвовед
Обелиск Конституции РСФСР на Советской площади в Москве. Поставлен по Ленинскому плану монументальной пропаганды. (памятник не сохранился).
Скульптор Н.Андреев. 1918-1919 год.