Канторович Лев

 

Канторович Лев Владимирович (1911-1941) — советский писатель, сценарист, театральный художник, иллюстратор.  Погиб в боях под Выборгом.

С молодых лет ленинградский художник и писатель Лев Владимирович Канторович стремился передать людям то, что видел, что его интересовало и волновало. Сначала он делал это кистью и красками — рисовать было пристрастием с детства, а потом и пером. И еше он очень любил путешествовать. «По-моему,  самое большое удовольствие — сложить вещи в заплечный мешок и отправиться в дорогу. В странствиях мне удалось провести треть моей жизни». Так писал о себе в мае 1941 г. тридцатилетний Лев Канторович.

Первым настоящим путешествием Л. Канторовича было плавание в 1932 г. на ледокольном пароходе «А. Сибиряков», явившееся важной страницей в истории освоения Арктики. Ведь тогда впервые удалось пройти Северным морским путем с запада на восток за одну навигацию. За участие в этом походе Л. В. Канторович был удостоен высокой правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени. ,

Лев Канторович был первым, кто запечатлел историческое плавание на ледокольном пароходе. Так, в 1933 г. любители искусства смогли познакомиться с его альбомом, который назывался «Поход „Сибирякова»». В предисловии к альбому известный полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт писал об авторе: «Участник экспедиции, ленинградский художник Лев Канторович, сам работавший в первых рядах в самые трудные-минуты экспедиции, дает альбом картин и рисунков, сделанных во время самой экспедиции под непосредственным впечатлением. Я надеюсь, что эти рисунки талантливого художника еще более расширят круг друзей Арктики». В 1934 г. вышел альбом «Четыре тысячи миль на „Сибирякове»». В него включены рисунки Л. Канторовича, отражающие события, людей, их самоотверженный труд, суровую природу Арктики, и текст, написанный М. Дьяконовым.

Портрет Эрнеста Теодоровича Кренкеля — радиста экспедиции.   Фрагмент.

Север так увлек Льва Владимировича, что в 1933 г. он вновь едет туда. В этот раз в качестве участника первой Ленской экспедиции, которая была крупным событием в жизни страны. Перед экспедицией стояла важная и сложная задача — доставка из западных портов СССР в порты Нордвик и Тикси различных грузов. В составе морского каравана первой Ленской экспедиции были лесовозы «Володарский», «Тов. Сталин» и «Правда». Ледокольные пароходы «А. Сибиряков», «Г. Седов» и «В. Русанов» следовали за караваном и помогали ему в прохождении льдов. На ледокол «Красин» возлагалась проводка судов. Л. Канторович вместе с начальником геологической экспедиции Николаем Николаевичем Урванцевым и его женой Елизаветой Ивановной находился на лесовозе «Правда». Экспедиция проходила в сложных условиях.

Портрет Владимира Юльевича Визе — заместителя начальника экспедиции.   Фрагмент.

На обратном пути лесовоз, на котором шел Канторович, застрял во льдах у северо-восточного побережья Таймыра и был вынужден с двумя другими лесовозами зазимовать. Большая часть участников экспедиции, в том  числе и Лев Владимирович, были доставлены на материк.Творческим отчетом о первой Ленской экспедиции явился вышедший в 1934 г. сборник рассказов писателя Л. Канторовича «Холодное море». Лишь один из рассказов, вошедших в этот сборник, посвящен встрече участников похода на «А. Сибирякове» в 1932 г. с четверкой зимовщиков, первых исследователей Северной Земли во главе с Г. А. Ушаковым. Среди них был научный руководитель североземельской экспедиции Н. Н. Урванцев. Предисловие к сборнику написал известный полярный исследователь Владимир Юльевич Визе. Вот несколько строк из него: «Автор — художник, участник исторического похода на „Сибирякове» 1932 г. и Ленской экспедиции 1933 г… В результате появилась эта книжка, представляющая собой собрание картин, нарисованных словом и карандашом. И природа и люди показаны в этих картинах так, как они есть на самом деле, без лишних прикрас, без навязанной героики. Правдивость и простота подкупают читателя этих страничек живой Арктики… Все эти рассказы имеют не только художественную, но и документальную ценность, так как в них запечатлены действительные факты и настоящие, выхваченные из жизни люди».

Портрет Отто Юльевича Шмидта — начальника экспедиции на «А. Сибирякове».   Фрагмент.

В конце 1980 г. наша страна широко отмечала 50-летие освоения Северной Земли. В те дни я встретилась с Николаем Николаевичем Урванцевым и его женой и показала им давно ставшую библиографической редкостью книгу «Холодное море» и сделанный Л. Канторовичем на лесовозе «Правда» карандашный портрет Урванцева. Они вспомнили свой поход на пароходе «Правда» в первую Ленскую экспедицию, его участников, в рисунках автора узнали товарищей.

Критический момент экспедиции. Для ремонта винта судна требовалось перенести весь запас угля с кормы в носовую часть.   Фрагмент.

Последующая судьба Льва Канторовича была тесно связана с границей и пограничниками. Он побывал на многих участках советской границы в тундре Чукотки, лесах Карелии, песках и горах Средней Азии. Подолгу жил на заставах. И писал. В свет выходили многочисленные повести и рассказы, посвященные суровой романтике, напряженным будням пограничной службы, повседневному мужеству солдат и командиров. За верную службу Лев Владимирович Канторович был награжден орденами Красного Знамени и «Знак Почета». 30 июня 1941 г. в бою с фашистами на пограничной заставе в городе Светогорске он был убит. На месте его гибели установлен обелиск. Именем Л. В. Канторовича названа улица и пионерская дружина средней школы.

А. В. ЕГОРЬЕВА-КАНТОРОВИЧ,

кандидат географических иауа, действительный член Географического общества СССР

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта