Куликов Иван

kulikov i11

Иван Максимович КУЛИКОВ (1928 ), член Союза художников России, преподаватель Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого, заслуженный учитель России, свое семидесятилетие отмечает персональной художественной выставкой.

 

 

В 1955 году впервые на областной выставке появились пейзажи молодого художника, начинающего свой путь в искусстве. Чуть позже цветные линогравюры «На Суре», «Оттепель»,»К ночи» экспонировались на республиканской и Всесоюзной выставках. Успешно начавшееся творчество не прерывается всю жизнь. И сегодня из его мастерской появляются работы, полные жизненной силы.
Творчество Ивана Максимовича — это чудесный сплав преданности раз и навсегда избранной теме, выстраданной годами влюбленности в жизнь родной пензенской земли, ее людей.

Родился он в старинном русском селе Казачья Пелетьма. На листках бумаги пытался рисовать то, что так волновало душу. И глубоко затаенная мечта мальчика стать художником,постепенно утвердиласьв нем. В 1943 году он приехал в Пензу, поступил в художественное училище. Его первыми учителями были известные художники И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Н. К. Краснов, М. Е. Валукин, М. В. Бунчин. Своим сердечным и внимательным отношением к юноше они научили его умению видеть красотув самом простом.

Затем были годы учебы на графическом факультете Харьковского художественного института у художников Г. А. Бондаренко, В. Ф. Мироненко, Е. Л. Егорова. Здесь для И. М. Куликова открылось многое в понимании композиции, ее ритма в выражении чувства. И это сказалось в дипломной работе-серии автолитографий «Родной край».

Биография художника, творчество которого началось в 60-е годы, отразила биографию времени, всего народа. Кроме невзгод и тягот, выпавших на его долю, кроме опыта крестьянского труда, он нес в себе нравственную чистоту и к жизни относился по-граждански требовательно.

Художник избрал сложную графическую технику — линогравюру, требующую особого трудолюбия, чувства силуэта, линии, четкости композиции и самое главное -силы воли необходимой, чтобы довести работу до конца. Он знает, что произведение будет жить только если пройдет через душу художника и будет прочувствовано до конца.

Прежде чем пристутпить к исполнению графического листа, ведется длительная подготовка. Это сбор материала, а значит поездки по области, многочисленные зарисовки с натуры, глубокие композиционные поиски, где Иван Максимович продумывает и выверяет все до деталей.

Главное место в творчестве художника занимает пейзаж. Сам он так определяет свою любовь к природе: «Каждый камень, травинка и цветок, озеро или река, березовая роща, массивы лесов и бескрайность полей вселяют в душу человека
настоящую любовь к родным местам. И думаешь: как ты счастлив и горд что родился и живешь среди этой величественной красоты России!».

Почти все работы И.М. Куликова, особенно такие, как «Земля», «Пашня» выдают тяготение автора к пейзажам эпическим, к широким горизонтам, раздолью, которые вызывают философские размышления,чувство сопричастности к земле,переживания за ее судьбу.

kulikov i 003 3Журавли.    1962 год.

Пейзаж «Журавли» открывает красоту необозримого пространства земли и неба. Мы невольно задумываемся каждый о своем. Здесь особенно чувствуется романтическое мироощущение художника, работам которого присущи красота, духовность. Завершенность образного решения для него — внутренняя необходимость.

Порой художник долго и трудно ищет свое единственно правильное решение того или иного мотива, стремясь к его предельной выразительности. Именно такой выразительности он добился в листах «Рожь’ .»Хлеба зреют». Это монументально -классические пейзажи. Композиция строится просто и цельно. При первом же взгляде на эти работы мы до боли в сердце чувствуем безраздельную любовь к Родине. Такой же мотив прослеживается в листе «Озимые», где перед нами снова просторы земли русской с полями озимых. Автор наблюдателен и правдив в передаче состояния природы.

Высокое художественное мастерство помогает мастеру облечь свои замыслы в весьма совершенную форму,выраженную специфическими средствами графики. Немаловажную роль в эмоциональной выразительности линогравюр и автолитографий играет цвет. Умело найденные цветовые сочетания вкупе с черными штрихами придают листам неповторимую выразительность.

Вместе с лаконичностью, к которой он так стремится, в работах присутствует глубокое поэтическое содержание. Замечательный пример тому — линогравюра «Поле». При нервом же взгляде на нее кажется,что сам катишься в бесконечную даль в этом маленьком автобусе по дороге, вьющейся меж полей, и любуешься раскинувшимися просторами родного края.

Почти все пейзажные листы опоэтизированы и утверждают умение передать в природе удивительное состояние покоя. Взгляните на «Зимний вечер». Опустившиеся розовые сумерки объяли маленькие домики, дымки родного села и тракторы, везущие прицепы с сеном. В Линогравюре «Погожее утро» каждая деталь помогает зрителю почувствовать сам характер жизни села с его незатейливыми буднями. Такие же чувства пронизывают нас при взгляде на лист «Родная деревня , в котором самая обычная жизнь возвышается до поэзии. Конечно же, только глубокая привязанность к этим местам помогает автору вызвать у зрителя лирические чувства и ностальгические воспоминания далекого детства. Смотришь листы «Вешние воды , «Весна», невольно думаешь: неисчерпаема природа отчего края! Поистине земля пензенская для И. М. Куликова — кладовая тем.

kulikov i 002 3Байкал.   1975 год.

Художник много ездит по стране, бывал в Новороссийске,на Кавказе, Урале,Байкале. И ото всюду привозил рисунки, акварельные этюды, передающие особенности тех мест.
Но… вот что говорит сам художник: «Я бывал во многих местах России, видел ее прекрасные, величественные пейзажи, их красота захватывала мою душу, но после каждой разлуки еще дороже и ближе становится родная сторона. Мне думается, нет мест,красивее по своей природе,чем Сурская земля.»

kulikov i 002 1В Лесновьясских краях.   1975 год.

Часто, чтобы показать многокрасочность родного края, он обращается к акварели. У художника очень много таких листов (акварелей) привезенных из поездок по пензенским местам: «Речка Колышлейка»,»Стожок»,»Лесной Вьясс»,»В пойме», «Перед дождем»,»Опушка леса»,»Поим»,»Осень».

kulikov i 005 1Осень.   1996 год.

Бесконечно знакомые мотивы: деревенские дома, очень уютные в зелени полей, деревьев и огородов. Но эти простые мотивы прочитываются не совсем обычно, они не теряют жизненности, милого очарования, которое вливается в тонкую живописность окружающего мира.

kulikov i 002 2Подсолнухи.   1923 год.

Как любого другого художника Ивана Максимовича Куликова интересуют люди. Рисуя деревню, просторы полей, лесов, он рисует и людей, которые интересны ему своими судьбами. И как хороши его рисунки! — Это живое общение с природой и людьми. Они раскрывают высокую грань мастерства художника.

kulikov i 003 2Ветер.   1992 год.

Творчество И. М. Куликова нельзя рассматривать вне педагогической деятельности в Пензенском художественном училище. Многом своим ученикам он привил любовь к красоте, к искусству, делясь с ними и знаниями, и собственным опытом. «Воспитание молодой поросли,- считает художник,- дело серьезное,и если не будешь сам работать творчески, вряд ли что получится. Личный пример педагога, его творческая активная работа — это тоже воспитание молодого художника. Приходится активно работать, чтобы постоянно быть в форме». Каждое лето он отправляется в отчие места с их раздольем и тишиной, такие понятные для него, исхоженные вдоль и поперек.

Произведения И. М. Куликова, конечно, биографичны. Но при этом самым важным остается личность творца, его понимание мира. Он не просто рассказывает о деревенской жизни, о природе и людях, а свой рассказ возводит до поэзии.

Иван Максимович все время в пути в переносном и буквальном смысле. Его искусство постоянно раскрывается в новых работах, в его жизнь приходят новые впечатления. Он весь в своей обетованной земле, среди полюбившихся ему с детства красок, среди честных и мужественных людей.

В. А. БАЛАШОВА, искусствовед. 1998 г.

 kulikov i 003 1Думы Крестьянина.   1965 год.

Я уверен, что пройдут годы, но произведения Ивана Максимовича КУЛИКОВА навсегда останутся в анналах русского реалистического искусства и будут служить примером серьезного отношения к себе, к выбранной профессии, примером любви к своему Отечеству.

В. П. САЗОНОВ,
директор Пензенской картинной галереи

 

Иван Максимович КУЛИКОВ в течение многих лет ведет большую общественную работу. оказывает методическую помощь общеобразовательным и художественным школам облас ти, является одним из ведущих организаторов выставок детского творчества.

Его вдумчивая, объективная позиция в оценке рисунка окрыляет душу ребенка, воспитывает н нем высокое чувство патриотизма, любовь и красоту ко всему земному.

Горжусь совместной работой с признанным мастером.

Ю. В. ПОЛЯКОВ.

Старейший Mетодиcт Депортамента культуры Пензенской области.

kulikov i 002 4Грибы.   1978 год.

Графика И. Куликова, наполненная тахой красотой России, вошла в графическое искусство f*-c публики и пользуется заслуженным успехом.

От многих листов мастера исходит тепло сердца, навсегда влюбленного в землю своего детства, в раздолье Сурских далей, в песенность Пензенской земли, ее лесов, полей и городов.

Ю. И. НЕХОРОШЕВ,

художник, искусствовед. г.Москва.

 kulikov i 004 1 Восточный.   1993 год.

И.М. КУЛИКОВ является романтиком в своем взгляде на мир. Лучшим работам художника свойственно возвышенное мировосприятие, красота, духовность и образность. В своем творчестве он искренен, остается самим собой.

Л. Н. БУЯЛЬСКАЯ.

Так сложилась судьба,что мы вместе и послевоенные трудные годы учились в ПХУ им. К.А. Савицкого, а потом в Харьковском художественном институте. Иван Куликов умело сочетает свое творчество с педагогической работой. Здесь в городе Пензе крепнет талант художника. Он становится участником больших художественных выставок.

Н. М. СИДОРОВ.

Народный художник РФ I.Пенза

И М. КУЛИКОВ знающий, опытный преподаватель и художник, чьи работы дышат жизненной правдой, искренностью и мастерством.

О. М. САВОСТЮК,

народный художник СССР, действительный член академии художеств, профессор Московского художественного института им. В.И. Сурикова.

Москна.июнь 1997 г

 

Хочется всегда остановиться перед работами художника И. М. Куликова и читать их удивительное, доброе содержание.

Р. И. ЛЕБЕДЕВА.

Заслуженный художник России, профессор,преподаватель Московскою государственного художественного институга им. В.И. Суриков.»

В работах Ивана Максимовича КУЛИКОВА — высокое мастерство, он тонкий знаток композиции. Настоящей, сыновней любовью к родным местам дышат произведения мастера. На его полотнах необъятные дали полем,просторы земли русской.

Журналист Л. Ю. ГОРЮНОВ А И. М. МАНУЙЛОВ.

кандидат философских наук. Пенза.

Моим первым учителем по рисунку н живописи в годы учебы в Пензенском художественном училище был художник Иван Максимович КУЛИКОВ. там состоялось мое знакомство с его творчеством,которое поражает искренностью,умением в простом русском мотиве открыть прекрасное.

Его работы наполнены лирикой, душевной теплотой.любовью к своему родному краю, к людям,которые там живут.

Я очень люблю его работы,они просты и понятны людям.

Иван Максимович Куликов — яркий пример достойного сочетания творческого труда и педагогической деятельности.

Б. Д. БОРИСОВ.

Заслуженный учитель школы РФ. Пенза.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта