Омельченко Анатолий

omelchenko2

 

 

Омельченко Анатолий Леонидович (1960?) — Пензенский художник, преподаватель и Пензенском художественном училище.

 

 

 

 

— Наше время бестолковое- нынче каждый а своей ракушке сидит. Художники сами по себе… У нас затворническое, молчаливое искусство, — вслух размышляет Анатолий Леонидович.

Точнее не скажешь. Действительно, молчаливое. В театре актер вышел на сцену, и вот они — тысячи доброжелательных глаз. А живописец остается один на один с холстом. Поставит раскладной стульчик, сядет напротив и… твори, художник, произведение, которое у тебя в мечтах. Хотя создание картины проходит не менее эмоционально, чем спектакль.

— Все зависит от энергии художника, от того, что его переполняет — добро или зло, — делится своими мыслями Омельченко.

— А почему? — удивляюсь.

— Помните полотно Репина «Иван Грозный убивает своего сына»? Она — воплощение ужаса человека, сотворившего убийство другого.
В крохотной мастерской Омельченко чего только’ нет! На подоконнике -деревенская глиняная крынка, чахлый, но еще зеленый цветок в раме окна, пластинки, пепельница. В банке — гусиные перья вместе с прочерневшей деревянной ложкой. Тут же колокольчики на красном шнурке, а рядом елочный шар. На обляпанном красками письменном столе, которому,наверное, уже лет сто, — видик, на полках — книги по живописи… На диване — гитара и гармонь. Замызганный рукомойник у двери. А в центре всего этого — мольберт с неоконченной картиной. Вот здесь и создает свои произведения известный пензенский художник. На полотне зимний сумрак за околицей деревни. Он еще голубовато-синий, но физически ощущаешь: еще мгновение — и тьма накроет все вокруг. Только белый снег будет освещать темную мглу зимней ночи…

Омельченко знают все художники Пензы. Его работы часто выставляются на областных, зональных, республиканских выставках. На его акварелях, живописных полотнах — до боли родная русская природа. Первые проталины марта… Промозглость осеннего дня… И зима, зима…

— Любите зиму?
Он долго молча вглядывается в меня. И вдруг голос пресекается:

— Затронули самое больное…

Оказалось, Омельченко из тех краев, где зима диктует, как жить людям. Из Оренбуржья. И часто на картинах Анатолия Леонидовича — его горячо любимая родина. Зимой в Новой Симбирке, как и по всему Оренбуржью, с диким воем гуляют снежные бураны, занося дома по самые крыши.

— Люди иной раз уходили по воду к колодцу и не возвращались, — рассказывает художник.

Везде снег, снег, искрящаяся чистота морозного дня.

Анатолию Омельченко — 49. Стройный, небольшого роста, крепкий. В нем есть что-то от щеголя: аккуратная окладистая бородка, усы, пробор в черных с сединой волосах. Черные брюки идеально отутюжены. И такая же черная рубашка с жилеткой. Таким видят его студенты Пензенского художественного училища, где он учит молодежь рисунку, живописи, композиции — всему тому, что составляет основы изобразительной грамоты.

Откуда только не едет в нашу «художку» молодежь! А все почему? Привлекают традиции и искренняя готовность преподавателей помочь встать на ноги… Однажды поинтересовалась у юного москвича: что же привело его к нам? Неужто в столице нет таких училищ? «Там нет таких преподавателей. А здесь пестуют…» Вот и Омельченко пестует молодёжь уже много лет. Это не громкие слова. Каждые пять лет он набирает на первом курсе 14 мальчишек и девчонок. И доводит до звания «художник».

— Анатолий Леонидович -прекрасный художник, педагог и человек, — говорит о нем директор художественного училища, известный художник Анатолий Косарев.

Омельченко всегда интересно, что выйдет из «перваков» на финише. Боится он только одного… «Можно взять хороших ребят и угрохать своей бездарностью. Наше дело — развить личность», — замечает он.

Ученики боготворят его. За что? За то, что не рубит по судьбе. За то, что не показывает власть, не устраивает куража над другими. Если кто-то из ребят пишет черной краской, то понимает: что-то не ладится. Хмурое настроение у художников выливается в черные мазки.

Как-то привез Анатолий Леонидович своих близких в Новую Симбирку. «Понюхайте, как пахнет степь», — сказал. Всех разместил в родном доме, где живет его мама.

Мама у Омельченко казачка, отец из хохлов. Еще в 1898 году с Украины сослали в Новую Симбирку политически неугодного прадеда-бедняка. Пока ехал, отдал Богу душу. Его сына, мальчонку десяти лет, привезли в село вместо него. Здесь, в районе Орска, полно было ссыльнокаторжных. Там отбывал ссылку и Тарас Григорьевич Шевченко. Его родной район — Кувандыкский.

В переводе Кувандык — значит счастье.

— Это место для меня действительно счастливое. Здесь прошли детство и юность, — говорит он. — Ностальгия не убывает. Иной раз кажется: вот взял бы, все бросил и умчался туда. Но как? Разве легко оставить то, во что вложено столько труда?

Без работы в «художке» Омельченко не представляет себя сегодня. Сам Омельченко преклоняется перед преподавателем Владимиром Полозовым из художественнои школы № 1.

— Если он набирает группу учеников, то делает из них
«блеск», — признается он. Именно Полозов передал ему, как говорится, с рук на руки талантливого Илью Назарова. Сейчас парнишка заканчивает учебу в художественном. У него немало дипломов и призов за свои работы. Как, впрочем, и у других питомцев Омельченко.

Недавно закончилась в Москве выставка академической живописи. И работы учеников Анатолия Леонидовича отмечены как лучшие. Многие его воспитанники учатся сейчас в московских вузах — в Академии художеств, в Художественном институте им. Сурикова, Академии живописи, ваяния и зодчества, в Санкт-Петербургском институте им. Репина. А он все переживает: устоят ли в жизни его питомцы? Нынешние времена Омельченко называет коммерческим реализмом. Художники вынуждены работать на потребу дня. Вон вся Фонтанная площадь, все художественные салоны забиты картинами.

— Нет выставок, — с горечью говорит он и с надеждой добавляет: — А может, все наладится?

Я молчу. Драматизма в жизни хватает. И он это понимает без меня.

Татьяна БАРИНОВА

 

Накануне Нового года Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого получило прекрасный подарок от Международного фонда «Культурное достояние». В Центральном доме художников (Москва) открылась выставка более 150 работ педагогов, выпускников и студентов училища «Палитра художников Пензы. Современная пензенская школа живописи» и состоялась презентация художественного альбома с одноименным названием. Галина ИСАЙЧЕВА,

— Это событие очень важно для нашего училища, — рассказала директор Галина Васина. — Впервые в’ его истории состоялась подобная выставка и выпущен шикарный, с отличной полиграфией, четко выполненными иллюстрациями, подробным рассказом о наших художниках, альбом. Считаю, что наше училище с его богатейшей историей, приверженностью традациям русской реалистической школы живописи заслужило право быть первым среди других учебных заведений страны.

Идея поддержки пензенского училища возникла, у председателя правления фонда, академика РАЕН Виктора Карцева в 2006 году. Большой поклонник русской живописи, он много лет покупал работы этого жанра в разных городах и странах. Когда же решил выставить свою коллекцию в галерее «N-проспект» в Петербурге, оказалось, что больше половины собранных им картин принадлежит кисти пензенских художников.

Тогда академик приехал в наш город, чтобы поближе познакомиться с учебным заведением, готовящим мастеров на принципах академического образования с соблюдением лучших традиций российской художественной школы. Пройдя по его творческим мастерским, посмотрев выставку курсовых работ учащихся, меценат принял решение об оказании помощи молодым талантам, содействии в развитии пензенской школы живописи. А президент Российской академии художеств Зураб Церетели назвал наше училище «лучшим из лучших».

С этого времени фонд поддерживает стипендиями особо одаренных молодых художников, проводит для них мастер-классы с классиками русской реалистической школы, ежегодные конкурсы с вручением премий и дипломов, организует творческие поездки в ведущие художественные центры Европы, Азии и Америки, издает альбомы с лучшими работами российских живописцев, помогает в творческом становлении и реализации работ.

В 2008 году в честь 110-летия училищу была вручена памятная серебряная медаль «За значительный вклад в отечественную культуру и международное сотрудничество». Немало студентов, выпускников и преподавателей награждены золотым знаком фонда. Среди них Галина Васина, Андрей Вилков, Валерий Коп-няк, Ильдар Акжигитов, Денис Санталов и другие художники. Обладателями бронзовой медали «За мастерство» в 2009 году стали Валерий Коп-няк и Алексей Каменев. В 2010 году золотой медалью «Лауреат» награжден преподаватель специальных дисциплин (рисунок, живопись, композиция) Анатолий Омельченко.

omelchenko1Вручение медали Анатолию Омельченко (слева).

Заслуженный учитель РФ получил этот знак отличия за высочайший профессионализм в творчестве и обучении молодого поколения, активное участие во всех проектах фонда.’

— Во время вручения награды я испытал огромное чувство гордости за наше училище, — сказал он. — Эта медаль — не только моя заслуга. Высоко оценен профессионализм и преданность своему делу всего коллектива.

Омельченко продолжает плеяду талантливых художников-наставников. Благодаря и его стараниям наша школа осталась верна идеям, заложенным еще Константином Савицким, в то время как в других учебных заведениях меняют трактовки на более модные, престижные на сегодняшний день. Свидетельство тому и выставка в Москве, где экспонируются работы его учеников — Ильи Назарова, Павла Воронина, Ильи Игошина и многих других.

На ней всегда многолюдно. Москвичи, изрядно наевшиеся авангардом, сюром, новомодными течениями, приняли ее восторженно. «Будто ощутили дуновение свежего ветра», -высказывали свое мнение пензякам посетители.

Такие картины, как «Портрет генерала Селиверстова» Светланы Сидоровой (внучки известных пензенских художников Николая Сидорова и Анны Король), «Плач Иеремии» Андрея Трямкина, «Субботний день» Василия Сычева, «Целование иконы» и «Чудо иконы Казанской Божией Матери» Дениса Санталова, пейзажи Валерия Копняка, пронизанные любовью к России, другие прекрасные работы никого не оставили равнодушными.

О том, что сегодня русский реализм все более востребован, рассказал преподаватель училища, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Косырев:

— Когда участница выставки Анастасия Лойко училась еще на 2-м курсе (в настоящее время она выпускница), в Московском доме журналистов состоялась ее выставка. Я был свидетелем того, как из-за ее работ спорили желающие приобрести их. Спонтанно состоялся настоящий аукцион — каждый предлагал все большую сумму.

Высокую оценку дали выставке профессионалы — профессор, преподаватель МГАХИ им. В. Сурикова, секретарь правления Союза художников России Сергей Гавриляченко, народный художник РФ, академик PAX, профессор Валерий Малолетков. Они были поражены, что зерно, зароненное еще Константином Савицким, успешно прорастает в наше время.

Меценаты и дальше готовы поддерживать пензенское училище, пропагандировать наших художников, преданных традициям российской реалистической художественной школы.

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары