Степанов Алексей
Степанов Алексей Иванович ( ? -1979) — советский самодеятельный художник.
Фотопортрет Алексея Степанова и его жены Евгении. 1932 год.
Этот блокнот и эти рисунки принадлежат русскому парню Алексею Степанову, уроженцу города Иванова, экономисту по специальности. В первый же день войны офицер запаса явился в военкомат, на призывной пункт и был послан политруком роты в действующую армию, на Северо-Западный фронт защищать Ленинград. В конце июня он, тяжело раненный в головy, попал в плен, сначала в один концлагерь, потом в другой.
Последним из четырех лет жизни за колючей проволокой был Бохум в Рурском угольном бассейне Германии.
Рисунки из лагерного блокнота. Что помогло Алексею выжить? Об этом с достаточной очевидностью сегодня трудно судить. Одно известно точно Родине он не изменял, предателем никогда не был, работал,как и остальные.
Может только подсобила ему врождённая привычка и способность искусно рисовать, хотя он этому никогда и не учился, несомненный дар художника. Заметив такой талант у пленного, надзиратели не были с ним так строги, как с другими заключенными, давали возможность рисовать и даже заказывали себе портреты. Наброски их сохранились в блокнотике, где Алексей вел свой лагерный дневник.
О том, как жилось в тех лагерях, сегодня хорошо известно. Если до войны Алексей весил 90 килограммов, то в день освобождения. его американцами только 45. Ему еще повезло, дожил. А другие, полуголодные, истощенные, работали до полного измождения, до крематория. Но об этом’ вспоминать нынче как-то не принято.
Не намного лучше была oбстановка и в советском лагере на лесоповале в Княжлаге, в Коми, куда Алексея, освобожденного с тысячами других советских военнопленных, отправили наши особисты. Сталинский лозунг «У нас нет военнопленных — есть враги народа»-действовал безотказно и безостановочно.
Еще 15 лет за колючей проволокой. Но там Алексей уже не рисовал. Такой потребности у лагерного начальства не было.
Алексея Ивановича Степанова уже нет в живых. Он скончался
в 1979 году. Его дневник, истертый немецкой угольной пылью, принес в редакцию Олег Павлович Александров, тоже фронтовик, журналист, проработавший в печати около сорока с лишним лет, на себе познавший то суровое время, близкий друг семьи Степановых.
Дневник и рисунки из него все эти годы хранились у сестры Алексея — Елены Михайловны, учительницы вусского языка и литературы, уже пенсиоонерки.
Зачем мы рассказываем об этих фактах в канун Дня Победы? Не для того чтобы еще раз напомнить о войне, о страшной цене, заплаченной за нашу победу, о том суровом и безжалостном времени, нет…
Просто лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто», который мы так часто повторяли к месту и не к месту, требует конкретного наполнения. И не только судьбами героев и жертв. Но и такого рассказа. О несостоявшемся художнике, о несостоявшейся судьбе. Впрочем, почему несостоявшейся — cocтоявшейся, несмотря ни на что. Ведь свет ее брезжит из тех далёких лет не только для семьи Степановых, но и всем нам.
В. ЛИТОВКИН