Тимирёв Владимир

тимиревВ Москве в ЦДЖ прошла премьера фильма «Я к вам травою прорасту…» (Автор сценария — Александр Липков, режиссер — Алексей Колесников, оператор — Евгений Синельников.)

За свою любовь к адмиралу Колчаку, расстрелянному советской властью в 1920 году, Анна Васильевна Тимирёва заплатила 39 годами тюрем, лагерей, ссылок. Тень ее опальной судьбы пала и на ее сына Владимира Тимирёва, молодого талантливого художника, в мае 1938 года по ложному доносу расстрелянного на Бутовском полигоне под Москвой. Причем донос на него написала мать девушки, которую он любил: она смертельно боялась, что дочь свяжет свою судьбу с «пасынком Колчака».

— Началось все с выставки работ Володи Тимирёва,открывшейся в ноябре 2003 года, — рассказывает Александр Липков. — ну уж точно совсем не в выставочном месте — в служебном здании бывшего Бутовского полигона, ныне переданного Московской патриархии.

Приступая к работе, мы очень немногое знали и о Тимиреве, и о полигоне.

Накануне съемок познакомились с нашим консультантом, автором публикаций о Тимиреве Лидией Алексеевной Головковой. Снимали многих, и список все пополнялся. Оказалось, жива и та девушка, которую любил Одя, — Наташа Кравченко, дочь прекрасного художника Алексея Кравченко. Наталья Алексеевна, которой ныне уже далеко за 80. подарила нам сохранившийся у нее дневник, который Одя вел во время экспедиции на Каспий. Теперь строки дневника, проиллюстрированные его акварелями и документальными кадрами, звучат в фильме. Огромное спасибо Татьяне Друбич, прочитавшей за кадром письма и стихи Тимирёва…
Быть может, о Бутовском полигоне мы бы и до сих пор ничего не знали, если бы десятилетие назад ФСБ не легализовало его как место массовых захоронений. Непосредственно занимался этим генерал Михайлов: он и два его бывших подчиненных — полковники ФСБ Кириллин и Левицкий рассказали перед камерой о страшной «фабрике смерти» (именно фабрике — иначе не назовешь), безостановочно работавшей в Бутове.

Через судьбу Оди мы выходили на судьбы десятков и тысяч других людей — очень известных и самых обыкновенных. Господи, сколько жизней здесь оборвалось! Одних только священников и мирян, пострадавших за веру, здесь более девятисот. Из них 268 канонизированы церковью. А еще и множество офицеров, инженеров, учителей, крестьян, рабочих. По чудом сохранившимся спискам подсчитано, что с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года здесь были расстреляны и захоронены 20 761 человек. А что было до и что после, можно лишь догадываться.

Татьяна Хорошилова

 

В последнее время имя художника Владимира Тимирева упоминается среди молодых талантов 30-х годов. В 1983 году в Доме художника в Москве проходили вечер его памяти и выставка работ. В Пермской художественной галерее их пятнадцать, две куплены Музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

тимирёв

Плотина в Вышнем Волочке.   1937 год.

…В протоколе допроса адмирал Колчак фигурирует как его «отчим». В мае 1938 года двадцатичетырехлетний сын Анны Васильевны был расстрелян.

Остались его акварельные и графические пейзажи 1936-1937 годов — лиричные умиротворённые «Тополь над Плющихой»,  «Плотина в Вышнем Волочке», «Дома на Николиной горе».

Из стихотворения А.В.Тимиревой «Застольная», написанного к 15-й годовщине гибели сына:

Ты ушел таким веселым, юным,

В золотом сияющем пушке.

Вижу я, серебряные струны

Протянулись на твоем виске —

Это жизнь своей тяжелой лапой

На тебе оставила свой след…

Будем пить, чтоб только не заплакать,

Будем жить за тех, кого уж нет…

И за то, что все же ты отмечен,

Что ты взыскан горькою судьбой,

Будем пить в сегодняшнюю встречу.

Будем молча пить, мой дорогой!

1943 год

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары