Терлемезян Фанос

Терлемезян Фанос Погосович (1865-1941) — армянский художник.

В истории искусства существует много примеров, когда жизнь художника проходила вдали от родины, в обстановке постоянного внутреннего противоречия, несовместимости мечты и действительности.

Большая часть жизни Терлемезяна прошла в бесконечных скитаниях по Западной Европе и Америке. То обстоятельство, что художник армянин, родился в Турции, с самого начала привнесло в его судьбу драматическую ноту, Рано испытав на себе тяжесть существования среди чужого народа, он становится участником национально-освободительного движения армян в Турции. В результате гонений, которым подвергались армяне в этой стране, он был вынужден покинуть родные места и переехать в Россию. Здесь Терлемезян поступает в школу Общества поощрения художеств при петербургской Академии (1895—97). Затем художник переезжает в Париж, где в 1904 году завершает свое образование в академии Р. Жюлиана. Здесь он овладевает навыками академической школы, становится вполне сформировавшимся мастером, но французская культура того времени, такая мощная и разнообразная, полная исканий и экспериментаторства, не затронула внутреннего мира художника.

terlemezjan1Портрет Комитаса.   1913 год.

Творчество Терлемезяна лежит в русле реалистических традиций армянской живописи 19 века. Преимущественно художник работает в жанре пейзажа и портрета.

В 1913 году он пишет одно из своих самых известных произведений — «Портрет Комитаса». В этой работе, может быть, с наибольшей полнотой выразились присущие его искусству национальные истоки. Об этом говорит не только выбор модели, но и праздничное многоцветие полотна. Любовь Востока к ярким краскам, смелым их сочетаниям, к некоей роскоши цвета проявилась в этой работе, которая перерастает жанр портрета. Она воспринимается нами как монументальное полотно, прославляющее красоту родной земли. И кувшин, и чаша, и ковер, а равно и сама природа, напоенная солнечным светом и воздухом, создают чисто восточный образ прекрасного и вечного единения человека с природой.

Его пейзаж «Вид горы Сипан с острова Ктуц» (1915) обладает монументальностью и эпической мощью. Но это не скомпонованный в целях этнографической «интересности» пейзаж, а взгляд на окружающую художника природу изнутри нее, с чувством слияния с ней.

В 1928 году художник возвращается в Армению. Несмотря на свой довольно преклонный возраст, он очень живо и деятельно включается в жизнь своего народа; перед ним открываются новые горизонты творчества. Терлемезян с большим интересом обращается к современным сюжетам жизни Армении.

Одним из первых среди армянских художников Терлемезян начинает работать в жанре индустриального пейзажа. Он становится для него тем открытием, тем средоточием новой гармонии, которую художник ощущает в окружающем мире.

Параллельно с работой в области индустриального пейзажа он создает цикл работ, посвященных истории своей страны. Хотя большая часть жизни художника прошла вне Армении, Терлемезян сохранил истинную и искреннюю привязанность к своему народу, к своей духовной родине. Признание художника армянским народом выразилось, в частности, в том, что наиболее известное в Армении художественное училище носит и поныне его имя.

О.АВИЛОВА

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта