Тарханов Иван

Тарханов Иван Васильевич (1780-!848) — русский художник из Углича.

Есть выставки, подводящие итог — судьбе, течению, поколению. Они необходимы, они кристаллизация, когда осадон выпадает в вечность, а все остальное… Что ж, жизнь не жестока, просто требовательна и умна. И нет на этих выставках, пожалуй, только одного — неожиданности: все ясно, итог подведен.

И есть другие выставки, опрокидывающие нас, творящие новые горизонты. На «Ярославском портрете XVIII — XIX веков» сосредоточенно и тихо. И знатоки и любители вырваны из штампа привычного вернисажа: нет снисходительного апломба одних и восторженного подголоска других — просто этого не ждали, не готовы были и нему, и радость тиха, потому что успеть бы наговориться с этими знакомыми тенями, напитаться.

tarhanov1

Портрет Евдокии (Ольги?) Дмитриевны Зиминой». Начало XIX в.

Страшно подумать, но этой выставки могло бы и не быть. Из горящих в огне гражданской войны дворянских гнезд выносили потрескавшиеся полотна, и часто долог и извилист был их путь до музейных запасников. Да и там лежали они, почерневшие, будто навсегда потерявшие радость жизни. Пожалуй, ни одна мать не вынашивала столь долго и трудно свое дитя, так трепетно и нежно давали этим картинам новую жизнь реставраторы. Но победили, родили! Поражаешься, как часто встречается: «картина неизвестного художника»… Озноб по коже — неизвестный, не приглашенный из заморских краев и столицы, свой, значит, неприглядненький, крепостной раб… И вот они, эти неизвестные, творили зеркало века и души и не льстили же, оставляя портреты господ, творили не благолепие, а покой и волю, красоту.

tarhanov2«Портрет неизвестного».   Около 1837 г.

И художники, и их модели рождались на этой ярославской земле. Говорили современники: «…особенно славится и достойна удивления красота здешних женщин, которые в этом отношении превосходят женщин всей России…» И о ярославских мужичках: «Врожденный ум, сметливость, сноровка на все развиты в ярославце. Сумеет приноровиться ко всем людям, найтись в разных обстоятельствах и извлечь для себя выгоду или, по крайней мере, выйти без больших потерь».

Не жеманных придворных барышень, а реальных красавиц, не баронов с немецкими фамилиями и чуждым говором, а притершихся ко всему на свете мужиков (будь он хоть пять раз графом) изображал художник. Он уже многому научился у заезжих малеров, обильно хлынувших в Россию эпохи Петра, учился, да не переучивался, не переиначивался, оставляя в себе целинным тот великий и глубинный слой народной культуры, когда не индивидуализм — главная энергетика художества, не самовыявление, а мира образ, и модель мира этого не трещина в собственной душе, а вечность цепи.

Вглядитесь в эти портреты — это родичи ваши, предки, уснувшие в той земле, на которой вы столь же полновластные хозяева, сколь и исчезающие в вечной реке жизни крохотные гости..

Алла РЫБАКОВА

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары