Тамайо Руфино
Руфино Тамайо (1899-1991) принадлежит к блестящей плеяде выдающихся мастеров изобразительного искусства XX века. Это всемирно известный мастер. Советский зритель, к сожалению, с большим опозданием знакомится с его творчеством. Тем не менее знакомство это состоялось. Выставка работ Руфино Тамайо в Центральном Доме художника была событием в культурной жизни.
«Искусство, чтобы быть таковым, постоянно требует открытия новых путей» — это не просто афоризм, высказанный Тамайо, но и стиль его работы — постоянный поиск. Все критики единодушны, когда говорят, что картины Тамайо — это живописный набор чувств, живописная метафора.
Маэстро Руфино Тамайо!
«Сердечно поздравляю Вас с открытием в Москве Вашей выставки.
Уверен в том, что советский народ по достоинству оценит Вашу великолепную живопись и экспозиция оставит глубокий след в памяти как значительный пример современного искусства, уходящего корнями в нашу национальную культуру.
Именно Вы. подлинный наследник великих мексиканских традиций в живописи, сможете, без сомнения, передать советскому народу послание дружбы нашей страны.
Уверен, что в Союзе Советских Социалистических Республик признают и еще раз подтвердят высокий культурный и художественный уровень представленной Вами работы.
С сердечным приветом Карлос Салинас де Гортари, президент Мексиканских Соединенных Штатов.»
Поклонение индейской расе. 1952 год.
Вы УЖЕ были на выставке Руфино Тамайо?
— Нет, еще не был.
— Спешите, это нужно видеть.
Этот разговор я подслушал в толпе гостей мексиканского посольства через три часа после официального открытия выставки одного из столпов мексиканской и мировой живописи Руфино Тамайо. В это время, видимо, согласные с вышеизложенным мнением, желающие посетить выставку еще стояли под дождем в очереди у входа в Центральный Дом художников на Крымском валу.
Фрагмент обложки каталога к выставке Руфино Тамайо.
Мне приятно это внимание к выставке со стороны москвичей, ведь Тамайо — художник сложный для понимания, малоизвестный у нас в стране. И в то же время он целая эпоха в мексиканской и мировой живописи, работал и участвовал в выставках вместе с такими известными у нас и во всем мире мастерами, как Пикассо и Шагал, Миро и Сикейрос… Тем, кто уже побывал на выставке, и знатокам мексиканской живописи я ничего — нового не сообщу в этой небольшой заметке. А для тех, кто еще не видел картин Тамайо, надеюсь, будет интересно прочесть то, что писал о нем его большой друг и знаменитый писатель Мигель Анхель Астуриас:
«Символы существуют. Они были и есть. Мы их находим в старинных рукописях, можем дотрагиваться кончиками пальцев и, как слепые, читать их на каменных плитах старинных городов племени майя.
Человек, излучающий радость. 1968 год.
Смог ли вырваться человек в космическое пространство тысячи лет тому назад? В рукописи Трон мы видим символы, подтверждающие возможность того, что люди совершали полеты. А в рукописи Дрездена мы, кажется, находим ключ к этим космическим полетам: ожерелье нз огненных колец, змей, рвущийся ввысь; символы сконцентрированной энергии: человек-земля, поднявшийся выше птиц н заблудившийся в космическом пространстве.
Похожие таинственные образы создаются загадочными эстампами Руфино Тамайо. Волшебство древнее н волшебство настоящее. А вокруг этих образов — даже, скорее, символов, чем образов, — тишина. Полная тишина, тишина светил-масок, пребывающих в вечном вращении во Вселенной. Руфино Тамайо смог схватить эти маски в подарить нам — чистые, точные, поэтически отмеченные временем.
Все средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владеет Руфино Тамайо, он подчиняет одному — найти истину. История людей, парящих в космосе, меркнет перед постоянством его красоты форм и цвета. Тайна цвета нетронута. От зеленого цвета яшмы — к свободно парящей Венере. От красного — к звезде горячей крови. От желтого — к солнечному дыханию. От белого — в поднебесье. От голубого — к тамбурину, улавливающему космические волны.
А свобода космического пространства скрыта, спрятана в магических стаканах, расположенных на вершине пирамид, с которых мы смотрим, а они бросались в полет, как стрела, пущенная нз лука. Искусство Тамайо — это человек и Вселенная, его полеты к звездам и неразрывная связь с Землей.
Руфнно Тамайо возвращает нас в хитрое сплетение истории человечества. Жизнь надо любить, надо радоваться каждому дню».
Бывают удачи случайны и организованные. Выставка Тамайо — хорошо организованная удача. Я думаю об этом и слушаю рассказ . комиссара выставки г-жи Ракель Тиболь о том, как трудно было найти перевозчика картин из Мексики в Москву: картины огромные и не помещались в самолет, как непросто ! было застраховать бесценные творения, ведь понадобились десятки тысяч долларов, и, наконец, открыть выставку вовремя, — к 90-летию великого художника.
Фотографии Руфино Тамайо, сделанные Мануэлем Альваресом Браво в 1929 и 1989 годах.
Но все счастливым образом уладилось, и мы получили эту первую редкую возможность знакомства. с искусством Тамайо, сделали еще один шаг к познанию культуры великого народа Мексики.
Владимир ВЕСЕНСКИЙ