Алексеев Александр

 

А.Алексеев. «Лунные картинки »

 

Десять лет назад художник Борис Диодоров предложил Лоле Звонаревой и Лидии Кудрявцевой составить альбом-энциклопедию, посвященную русским иллюстраторам Андерсена. И вот перед нами уникальная энциклопедия, вышедшая к 200-летию великого сказочника. Казалось бы, за 200 лет все уже известно и все опубликовано. Но это не совсем так.

В России истории сказочника из Оденсе иллюстрировали многие художники, но в советские времена публиковалось далеко не все, и немалое количество работ осело в частных архивах. Авторы книги подняли огромные пласты частных и государственных архивов и коллекций, выверили даты, имена, названия, одним словом, провели добротную исследовательскую работу. Ее результаты помещены в разделе «Биографический словарь лучших иллюстраторов сказок Андерсена за 140 лет (1868 -2008)!

Из четырех разделов издания — два самые значимые: «Возвращенные имена» и «Сказки и истории Андерсена» с иллюстрациями художников. Первым русским иллюстратором стал барон Михаил Петрович Клодт фон Юргенбург (1835 -1914) из той самой знаменитой семьи скульптора — автора коней на Аничковом мосту. В 1868 поду вышли «Новые сказки Андерсена» с его рисунками. Рисовальщиком Клодт был отменным, пятьдесят черно-белых рисунков к тридцати двум сказкам художник выполнил с тщанием и пристальным вниманием к деталям повествования. Эта работа в полной мере отвечала эстетическим концепциям реалистов-передвижников, организатором товарищества которых он и выступал. В русскую андерсиану свою лепту внес также Иван Билибин (1876-1942). Он иллюстрировал «Русалочку; которую отдельной книжечкой выпустило парижское издательство «Фламмарион» в 1937 году, когда художник уже вернулся из эмиграции в Ленинград. Эти картинки тоже черно-белые, но витиеватые, стилистически замысловатые с сумасшедшими волнами и крутыми утесами. Но подлинным открытием для русского читателя стали «Лунные картинки» Александра Алексеевича Алексеева (1901 -1982), которые сопровождали «Рассказы месяца» Андерсена. Импрессионистический текст писателя давал возможность такого же визуального воплощения. Книга была выпущена в 1942 поду, когда Алексеев был вынужден уехать из любимого Парижа в США. Во Франции художник прожил свою долгую жизнь. Двадцать восемь иллюстраций он исполнил в технике акватинты, используя свое оригинальное изобретение -игольчатый экран. Пространство листов заполнено зыбкими переливами от черного тона к белому цвету. Зыбкость лунного света — зыбкость человеческого бытия переданы мастером фантастически убедительно! На наш взгляд, эссе об Александре Алексееве — плавное открьтие этого труда. А в следующем разделе, где опубликованы иллюстрируемые сказки, можно прочесть «Лунные картинки», которые мало известны широкому кругу почитателей датского сказочника.

Столь же значимым, как и работы Алексеева, стало представление в этом издании иллюстраций Отто Клевера (1887 -1975), который происходил, как и Клодт, из известнейшей художественной династии. Он рисовал картинки к сказкам Андерсена почти всю жизнь — первые выполнил в 1914 -1915 годах, а последние в 1950е поды. Сказки стали радостью и утешением в его трагической жизни. Он не успел перед наступлением фашистов уехать из Пушкина, попал в плен, был интернирован и отправлен в трудовые лагеря. Уже пожилой художник был настолько истощен, что даже немцы его не гнали на работы. Он выпросил у охранников бумагу и краски, а по-немецки, да и на других языках Клевер изъяснялся свободно. «У меня не было с собою книг; но я помнил сказки почти наизусть. Чистые и светлые герои Андерсена вдохновляли и поддерживали меня… Я работал над акварелями в лагерном бараке. Сегодня можно сказать, что без этой работы я вряд ли бы выжил; — вспоминал старый, больной художник.

Поклонникам современных иллюстраторов Андерсона авторы предоставили возможность любоваться цветными картинками Геннадия Спирина, уже давно обитающего в США. Его художественный коктейль многим современным ценителям красоты весьма импонирует.

Книгу к тому же приятно взять в руки как прекрасно сделанную вещь: все — от подбора зрительного ряда до искусной верстки — выполнено со вкусом и с должным профессионализмом. Этим мы обязаны художнику издания Ф.Сурову.

Надежда Назаревская.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта