Моисеенко Евсей

 

 

 

 

 

 

 

 

Моисеенко Евсей Евсеевич (1916-1988) — советский живописец, график. Родом из-под Могилёва. Учился в Москве у Филонова. Воевал на фронте Великой Отечественной войны, попал в окружение, сидел в концлагере, опять воевал. После войны окончил Ленинградскую академию художеств. Писал картины на темы войны, пейзажи, натюрморты.

Память.   1980 год.

Художник Евсей Евсеевич Моисеенко был великим тружеником искусства. Его творчество создает яркое представление об истории нашей Отчизны, нашей природе, нашей советской действительности.

Моисеенко по своему характеру, призванию ежечасно находился в творческом напряжении, поиске. Его интерес к окружающему, наблюдательность, работа с натуры дали его искусству очень многое, поэтому он отображал жизнь так близко, правдиво. Стоит назвать только его полотна, и мы входим в мир его образов, как в мир музыки Чайковского, Рахманинова, Свиридова.

Глядя на картины, отмеченные могучим талантом, мастерством, зритель сопереживает и радость, и горе, и эти его произведения становятся народными, общечеловеческими.

Красные пришли.   1961 год.

«Матери, сестры» — это огромная картина героизма, страданий в годы Великой Отечественной войны; «Победа» — полотно, где слиты воедино темы сыновнего долга перед Родиной, защиты и потери друга; «Красные пришли», «Земля», «Товарищи», «Черешня»,

Черешня.   1969 год.

«Речь», «9 мая», «Август», «Ветераны», «Дома»… В каждом произведении Моисеенко холст становится пространством, насыщенным чувством, мыслью, огромным содержанием, открывающим мир для зрителя, в котором он находит и воспоминание о былом, и радость бытия, и утешение в горе.

 Памяти поэта.    1985 год.

Ряд полотен Моисеенко посвящен Пушкину, каждая работа этого цикла идет как бы следом за жизнью поэта, раскрывает его образ. Вершина пушкинской серии Моисеенко — «Памяти поэта». Искусство ждало появления такой картины, в которой выражено чувство безысходного горя народа, его отношение к Пушкину, как к сыну своему. Картина останавливает, волнует каждого, и каждый ощущает, будто сам, как Никита Козлов, несет поэта. С каждым разом это произведение будет все больше и больше притягивать к себе людей, глубоко переживающих гибель Пушкина.

Искусство Моисеенко не бывает в стороне от бушующей нашей жизни, он сам целиком принадлежал ей — со всеми своими переживаниями, вниманием к человеку и созданному человеком.

В кафе.   1968 год.

Поколение Евсея Евсеевича, друзья его, а особенно сам он никогда не замыкались в своем творчестве, не уходили от своих товарищей, от людей, помощи им. Моисеенко шел навстречу каждому, и это окрыляло, давало ему силы.

Руководитель творческой жизни Союза художников, он горячо откликался на задачи искусства. Евсей Евсеевич неоднократно выходил на трибуну самых высоких форумов деятелей культуры. Его выступления всегда встречались с энтузиазмом, так как в них ставились проблемы развития культуры народа, выражались общие, волнующие всех нас чувства, тревоги за судьбы нашего советского искусства.

Искусство Моисеенко обращено ко всему окружающему, начиная с цветка или с сухой веточки, былинки — до человеческого горя, радости, страсти, силы и нежности. Огромная серия натюрмортов, пейзажей или просто беглые наброски — все это отмечено превосходным артистизмом, как прекрасная мелодия, звучащая из инструмента скрипача-виртуоза. Его произведения — не холодный слепок с натуры, они созданы живым, правдивым воображением, без которого искусство мертво. Ни одна огромная выставка советских художников не была без его полотен.

 

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР Евсей Евсеевич Моисеенко был необыкновенно скромным человеком и глубоко принципиальным в жизни и искусстве.

Он постоянно находился в трудном пути, его деятельность была примером творческого подвижничества.

М. К. АНИКУШИН, народный художник СССР.

Дон Кихот.

Земля.   1964 год.

Сергей Есенин с дедом.   1964 год.

Сын.   1969 год.

Выставка «Советская Россия» проводится один раз в пять лет. Ее всегда ждешь, точно предчувствуешь: будут встречи — волнующие, неожиданные, счастливые своим столь необходимым для тебя, зрителя, .созвучием душ», ведь ты опять увидишь картины своих художников. Будешь подолгу стоять перед полотнами с ощущением. что все эти огромные залы Манежа распахнуты для тебя, для того, чтобы ты отрешился от мелкого, суетного, будничного и приобщился к высоким помыслам и страстям, подвластным искусству.

Неужели прошло пять лет?

Неужели они постареют, приустанут, твои художники?!

И вдруг — а талант, как зарницы, всегда вдруг — пронзительная осенняя, сотканная из раздумий, размышлений и «светлой печали» картина Виталия Тюленева «Поэты».

И ты невольно поддаешься магии этой картины, и не сразу отходишь от нее, и потом происходит нечто необъяснимое — точно в благодарность за неспешное общение с этим полотном ты получаешь защиту от фальши.

Понятие возраста для художника смертельно. В его картинах должна пульсировать живая, горячая кровь души, и когда этого нет — горечь недоумения:

«Ну зачем, зачем было выставляться, ведь это же слабо, недостойно тебя? Зачем? Ведь выставка всероссийская, неужели не хватило мужества отказаться…»

И вдруг вспоминаешь, как блистательно начинал этот художник всего лишь несколько лет назад, сколько споров, восторгов, сколько зрителей всегда толпилось у его картин, а сейчас такая «сделанная», такая скучная картина. Почему? Что произошло?

И вот уже видишь несколько таких же аккуратных, безликих картин, но ведь отбирались метрами, искусствоведами, авторитетным жюри — зачем такое количество и какова потом будет жизнь этих картин?

Но .ты знаешь, там, дальше, Евсей Моисеенно — вот они, несколько его последних работ.

И ты улыбаешься, и идешь навстречу этим древнерусским витязям, воинам, конникам, и застываешь на мгновение: «Нет, не исчезли бескорыстные, упрямые идеалисты! Нет, не успокоился, не стал академичным академик Моисеенко Е. Е.».

Так же тревожны, и неистовы, и мучительны раздумья его комиссаров, так же задумчивы его современные мальчики, вслушивающиеся в самих себя и сознающие личную ответственность за свою землю.

Вы идете дальше и останавливаетесь перед «Нежданным снегом» Д. Журавлева (Новгород) — зеленоватые, в инее, поздние яблони, такие неожиданные, такие… точные!

А натюрморты Н. Ерышева «Хлеб» и «Кувшины»!

И небольшая задумчивая работа В. Волкова из Тюмени «Думы об отце». И «Утро на реке. Шиповник» Б. Шаманова из Ленинграда, и «Деревянные вещи заброшенной деревни» Н. Гусева (Кострома), и зимние пейзажи В. Забелина (Москва) — все эти картины — живой воздух искусства.

И уже нет никаких обид и огорчений. «Что ж, — думаешь про себя,— значит, не каждому дано относиться и живописи «как к страстному молчанию», и, наверное, необязательно требовать от художника, чтобы каждое произведение было шедевром…».

Но как же радуют и восхищают те, кто не поддается никаким обстоятельствам и светло, чисто и вдохновенно поет собственные песни!

Ведь мы следим эа ними, своими художниками.

И ждем от них талантливой, щедрой, дерзкой и… вечной живописи. А разочарование, что ж, не всем дано пережить славу, почести, не всем, и ничего тут не поделаешь… -Хочется только пожелать тем, кто остался верен самому себе, своей теме, своим замыслам: «Пусть у ваших картин будет легкая и праздничная судьба…»

Жанна Гречуха.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары