Марченко Татьяна
В залах Московского союза художников открыта юбилейная выставка одного из старейших столичных живописцев Татьяны Михайловны Марченко (1918), приуроченная к 90-летию автора. Показаны холсты и графические листы, достаточно полно представляющие творчество Марченко.
Она получила отличное профессиональное образование. До войны окончила Московское художественное училище Памяти 1905 года. Затем долгое время стажировалась в мастерской Николая Крымова. Прекрасно владела рисунком и композицией. Ее профессиональную грамотность считали безупречной, образцом для начинающей творческой молодежи.
Девушка-цыганка с гитарой. 1976г.
Творчество Марченко было не только примером в овладении художественной школой. По тематике ее работ можно проследить историю СССР. Она не только много занималась портретом (это был ее любимый жанр), но писала пейзажи и натюрморты, откликалась на значительные события, происходящие в стране. После окончания училища долго работала в Башкирии. Во время войны была эвакуирована в Узбекистан. Служила чертежницей на оборонном заводе — ведь рисовальщицей она была отменной. Затем перешла в «ОкнаТАСС»: ее рисунки отличались остротой, завершенностью и злободневностью. После войны вернулась к живописи, прекрасной по цвету, точности и четкости. Это были «мирные» по тематике, лирические, поэтические, нежные работы, особенно когда речь захсдит о детских портретах. Вообще-то это чистой воды соцреализм, лишенный идеологической подноготной.
Но Татьяна Марченко резко возражает когда ее вещи относят к «соцреализму» считает этот термин неверным, придуманным, неприемлемым по отношению к русскому реалистическому искусству. Говорит, что картины, скорее, напоминают творчество поздних передвижников и членов «Союза русских художников! Юбилейная выставка это подтверждает.
Марченко — убежденный реалист, никаких отклонений от этого направления не признает. Она, конечно, не вписалась в современное искуоство и рыночные отношения, поэтому сейчас ее работы стали невостребованными.
-А как же вы поступаете со своими работами? — спрашиваю Татьяну Михайловну.
— Как видите, продолжаю активно работать. Но действительно в нашей стране мои картины не покупают. Но зато они пользуются большим спросом за границей. Особенно во Франции: там у меня есть постоянные поклонники. Много моих картин ушло за границу в начале 1990-х годов. И сейчас меня не забывают
— Вы представили большую юбилейную выставку, — опять спрашиваю я. -После ее закрытая куда пойдут эти холсты?
— Вернутся в мастерскую. Кое-что приобретут мои зарубежные ценители. Остальные — не знаю…
Вот здесь и возникает злободневная проблема сохранения советского художественного наследия. Прежде в Союзе художников и в Министерстве культуры существовали специальные комиссии, которые помогали оберегать искусство художников, оставленное ими в наследство. В основном с помощью Минкульта картины, рисунки, гравюры распределялись по определенной системе среди музеев, домов культуры и других гуманитарных учреждений. Существовала налаженная социальная практика.
Ныне все это ушло в небытие. Власти перестали помогать и художникам, и музеям. Необходимая связь между авторами и государственными институциями прервалась. Исчезают безвозвратно огромные национальные богатства.
Евграф КОНЧИН