Пелевин Павел

Пелевин Павел — современный художник-иконописец.

Семьдесят лет Россия была страной воинствующего атеизма. Взрывались храмы, монастыри, церкви превращались в склады, клубы или гаражи, иконами растапливали печи. Естественно, и иконописцы оказались не у дел. Одни были вынуждены эмигрировать, другие отправились по этапу… Во второй раз, после петровских преобразований (Петр ликвидировал крупнейший иконописный центр, своеобразную Академию художеств XVII века— мастерскую Оружейной палаты), иконописные традиции, казалось, полностью утратились. А ведь когда-то многочисленные иконописные мастерские существовали почти в каждом городе, при каждом монастыре.

pelevin 002

Чудо Георгия о Змие.

Лишь в начале 70-х в Троице-Сергиевой лавре монахиней Иулианией (Марией Сергеевной Соколовой) была создана первая в наше время школа традиционной иконописи. Признанным авторитетом в иконотворчестве стал отец Зинон, архимандрит Псково-Печерского монастыря. И только в 1988 году, спустя семь десятилетий, наконец-то официально сняли запрет с иконописания. Полуразрушенные, оскверненные храмы возвращались церкви. Вот тогда-то и возникла необходимость в православных художниках, умеющих создавать фрески, писать иконы, реставрировать уцелевшие памятники. (А ведь не каждый из закончивших светские художественные школы или училища может стать иконописцем.) Вскоре в Москве прошла первая выставка иконы. Образовалось общество «Изограф», возрождавшее традиции церковного древнерусского искусства XI—XII веков.

Сейчас вряд ли можно насчитать несколько десятков православных художников-иконописцев, а тех, которые не живут в миру, то есть ведут достойный истинного иконописца аскетический образ жизни,— и вообще единицы.

«Московская иконописная мастерская» возникла около двух лет назад. Ее основатели: Александр Кучинский,  Андрей Мещеряков, Павел Пелевин— не только иконописцы, но и ювелиры. У каждого из них свой особый почерк, мастерская окормляется Святой Православной Церковью, ей оказывается духовная поддержка архимандритом Зиноном.

Мастерская так же возрождает иконописные традиции, но в отличие от «Изографа» художники следуют образцам иконописи не периода ее расцвета, а переходного и нового времени. Это работы царского изографа Симона Ушакова и его учеников, мастеров семнадцатого века, которых собирали в Оружейную палату со всех концов страны. Это и работы крупнейших иконописцев Федора Зубова, Семена Спиридонова. Возвращение к старым мастерам естественно. Ведь их произведения отличаются виртуозностью рисунка, тонкой проработкой деталей, необычностью колорита… Но «Московская иконописная мастерская» обращается не только к традициям царских изографов семнадцатого века, но и к лаковой миниатюре Палеха.

При создании современных икон мастера применяют старую технологию: иконы пишут на доске темперой, краски изготавливают из драгоценных камней — сапфира, рубина и полудрагоценных— янтаря, малахита, используют сусальное золото, нередко икону украшают окладом…

Но было бы неверно считать, что произведения «Московской мастерской» — только копии старых икон (хотя на протяжении столетий древнерусские иконописцы работали по определенным образцам). Молодые художники стараются отходить от установленных канонов, идти своим путем. Как сказано в Писании: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта