Пасторе Анастасия

Пасторе Анастасия Борисовна (1975) — российская итальянская художница.

Забежала в Тургенееку сдать книгу перед летом. Сбоку на первом этаже там есть небольшом зальчик, где выставляются художники. Может быть, потому что это «не профильное» место (впрочем, Тургенев живопись любил и понимал), выставки мне там попадались с оттенком самодеятельности и гремучего дилетантизма. Но ведь и профессиональные выставки, в куда более престижных залах, честно говоря, редко радуют. Решила недавно походить на выставки «традиционалистов» (тех, кто не отказался от предметности) — скучно, серо, зевается неудержимо. И в голове блоковское — «все это было, было, было»…

И даже мысль закрадывалась, а можно ли в «реалистической» фигуративной живописи что-нибудь еще сделать? Не все ли сказано? Может быть, потому и перешли сегодня к объектам и инсталляциям?

pastoreА. Пасторе. «На старых улицах Конье», 2006

Так вот , по инерции понесло меня в эту боковую «кишку», а там выставлена какая-то неизвестная мне художница с итальянской фамилией Пасторе. Может, итальянка? И выставка в рамках года Россия — Италия с названием «Живописные прогулки Анастасии Пасторе». И впрямь, сразу вижу, что не «суриковская» выученица (я имею в виду не замечательного художника, а институт его имени), столько радостной легкости, свободы и живости в этих городских пейзажах. Не зевоту приладится подавлять, а невольную угыбку. (Впрочем, улыбку я не подавляла и так и вышла с ней из этого маленького зальчика.) Не может быть! Ну что итальянские пейзажи такие красочные и радостные, — это неудивительно. Еще русские художники, академические пенсионеры XIX столетия, оказавшись в Италии, зачарованно бросались писать ее «виды». И тут «Сардиния. Вид Тавалдры», «Площадь в Конье», «Старые улочки в Конье» — все изображено с близкого расстояния, плотно и обобщенно, но с прописанными «тонкой кисточкой» деталями — окнами с цветами, деревянными заборчиками, высокими изящными фонарными столбами, экзотическими деревьями, зеленой травой, пробивающейся вдоль гористых улочек. Все для художницы явно родное, облюбованное! Но эта самая Пасторе (постойте, так она из Италии или из России?) — она же и московские городские пейзажи, сто раз нами обруганные и похороненные (Москвы, мол, больше нет!), пишет с такой же живостью и энергией! И с таким же восхищением! И не какие-то старинные особняки с осыпающейся лепниной, которые так любит изображать Владимир Брайнин, — а обычные улочки, на которых мы живем, — Чистопрудный бульвар (где я каждый день пробегаю по делам и для удовольствия), Неглинку, Печатников переулок, Воронцово поле… (Какие, однако, прекрасные названия, которые, попав в ауру живописи, словно впервые слышатся).

Итальянские пейзажи отличаются от московских «характерами» как итальянцы отличаются от нас. Итальянские — невероятно живописны, красочны, экспрессивны. Они словно «жестикулируют». Московские — строже, собраннее, «мускулистее» в них меньше нарядной зелени, а больше асфальта и камня. И какие же неровные, крутые спуски, «колдобистые» мостовые, и как вкусно, «фактурно» они изображены!

Нас вовлекают в пространство этих улочек и площадей, не только российских, давно знакомых, но и незнакомых, итальянских. Пространство картин в себя «впускает» развернуто к зрителю изогнутыми спусками, тропинками во двор или на улицу. Нас туда заманивают (положим, Саврасов всячески мешал зрительскому продвижению в глубь пейзажа российскими хлябями и непролазностью). Тут наше движение тоже несколько затруднено. Мы карабкаемся, поднимаемся, обходим, продираемся. Нам нужно затратить некое мускульное усилие, чтобы оказаться внутри этого умело закрученного пространства кривых улочек и уводящих в глубь картины бульваров. Тут все виды слегка «остранены», как бы укрупнены и приближены к глазам, но не превращаются в декорации и бутафорию, а сохраняют нерв живой узнаваемой жизни. Все пленэрно, воздушно, пронизано светом и солнцем, но недаром, как выяснилось, художница — еще и скульптор! Пейзажи композиционно продуманны, не рассыпаются, несмотря на кажущуюся случайность и отрывочность мотива.

Контрастные желтые, красные, зеленые цвета в тонких градациях сплетаются в сложное, заряженное энергией единство. Не оттого ли эти композиции так эмоционально заразительны?

А где ж философия? Гдe умные мысли? Есть и они! Но не «отдельно», а в едином живописном сплаве. Положим, холст «Перспектива жизни» сильно вытянутый в длину. (Кстати говоря, эта игре с нестандартными размерами холстов добавляет им живости и артистизма)… Так я о «перспективе! Известно, собственно говоря, какая она в «космическом» смысле. Но художница — не о смерти и не об энтропии. Вверх взметнулась крутейшая итальянская набережная с синим куском моря и веселенькими обжитыми башенками красно-желтых домов по бокам, — человеческими гнездам, где на балконах сушат белье и смотрят в окна. Люди карабкаются на крутизну, которая уходит куда-то вдаль. Перспектива необъятна, пространство мира открыто, насыщено морским ветром и захватывающе неведомо. Романтично? А почему бы и нет?! А вот «Ночной маяк», испускающий свет в безлюдной скалистой местности. «Символические» глубинные смыслы заложены в самой этой живописи, а не декларируются текстуально, как сейчас принято. В сущности, везде речь идет о «прорывах» в новое пространство, о чудесах, открывающихся с новых высот. И лишь в двух мною названных работах сами названия «намекают» на эти важные смыслы….

Так я и не разобралась, итальянка или россиянка написала эти холсты, потому что и Россия, и Италия были изображены с одинаковой любовью и эмоциональной захваченностью. Потом выяснилось, что Анастасия Пасторе — из России, здесь училась живописи на худ-графе педагогического университета. (Я помню замечательные детали по истории искусства, которые мы с сестрой когда-то специально приезжали слушать на худграф.) А итальянец — ее муж. Так что русско-итальянская тематика вполне органична, а не приурочена к «году»

Возвращалась домой все с той же глупой улыбкой и думала о Тургеневе. Даже после смерта ухитряется преподносить такие чудесные сюрпризы!

Вера Чайковская.

 

 

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары