Макото Уэно

Макото Уэно (1909) — японский художник.

…Грозовое небо. Штормовой ноябрьский ветер вздыбил закованную в гранит Неву. На свинцовых волнах — крейсер, ощетинившийся жерлами орудий. Иероглифы под гравюрой гласят: «Аврора». Решающий залп».

— История этой гравюры не совсем обычна.

— Наш собеседник Уэно Макото достает из коробки цветные слайды.—Несколько лет назад мне выпало счастье побывать в Ленинграде. Все восхищает в этом городе, но особенно глубокие впечатления оставляют места, связанные с Великой Октябрьской социалистической революцией. У меня было мало времени: я не мог запечатлеть на полотне Смольный или сделать зарисовки Зимнего дворца. Пришлось ограничиться фотоснимками. Потом, вернувшись в Японию и демонстрируя «русские слайды» на своих лекциях о советском искусстве, я вновь и вновь задумывался: нельзя ли использовать какой-либо из этих слайдов для создания гравюры, посвященной русской революции? Остановился на «Авроре»…

Мы беседуем с Уэно Макото в его небольшом доме, что стоит на крутой, узкой улочке городка Нагареяма, в тридцати милях к северо-востоку от Токио. Этот дом хорошо знаком многим представителям современного японского искусства: здесь часто встречаются прогрессивные художники из Токио, Иокогамы, других городов, здесь, в скромной мастерской Уэно, иной раз далеко за полночь ведутся горячие дискуссии о путях развития японской живописи… Уэно, избравший своим творческим псевдонимом слово «Макото», что значит «Правда»,— один из ведущих мастеров «Дзиммин ханга» — японской «народной гравюры». Еще в тридцатые годы, когд< Уэно только-только стал приобретать известность как художник график, критика выделила его серию работ, посвященных простым людям Японии: «Грузчик», «Сборщик тряпья», «Флейтист», «Слепые», «Дровосек». Война принесла в творчество художника новую большую тему — тему трагедии тысяч людей, павших жертвами американских атомных бомбардировок, тему борьбы жизни против смерти, света против тьмьи — Мои ближайшие творческие планы? — Художник улыбается.— Они сейчас связаны не сколько с живописью, сколько с путешествиями в Европу. В Берлине предстоит международная встреча графиков, Болгарский союз художников пригласил посетить Софию… Но если говорить всерьез, убежден, что каждая из этих поездок подскажет новые ракурсы той темы, которую я считаю: главной для себя,— темы борьбы за мир, против милитаризма, против угрозы войны… Он с минуту помолчал, задумавшись о чем-то. — Что же касается планов более дальних, то они связаны с моей заветной мечтой— еще раз побывать в Советском Союзе, подышать воздухом красавца Ленинграда. Еще раз, и уже более: капитально, вернуться к теме Октября, к теме славного крейсера «Аврора», чьи залпы навсегда разорвали темноту ночи…

Нагареяма (Япония) — Москва. Юрий КОРНИЛОВ

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары