Венециано Доменико

Доменико Венециано (1410-1461) — итальянский художник.

Чистый, спокойный профиль, естественность, цельность натуры— вот первое ощущение от этого портрета, от всего облика молодой женщины, которую увидел и запечатлел более пяти веков назад во Флоренции живописец Доменико ди Бартоломео, прозванный Венециано.

Портрет молодой женщины.

Мы не знаем ее имени, для нас это женщина середины пятнадцатого столетия. А для своих современников—образец телесной и духовной красоты, предмет любви возвышенной и нежной.

К тому времени, когда была написана эта картина, Данте и Петрарка уже создали свои гимны человеку, любви, женщине, но гениальные открытия Рафаэля и Леонардо, Микеланджело и Тициана были еще впереди. Доменико Венециано стал одним из первых мастеров, утвердивших в искусстве зримый, духовно наполненный идеал женщины эпохи Ренессанса.

Брошенный гуманистами—философами и писателями — клич «Возрождение- уже стал тогда знаменем широкого общественного движения. Взоры обращаются к античности, просвещенные люди находят в ней то. что ищут: верность приооде и красоту. «Началом искусств была сама природа, образцом или моделью — прекраснейшее мироздание…» И в центре всего—человек, конкретный, земной, с сильным характером, своеобразной внешностью.

Это звучит как вызов средневековью с его жестокими проповедями умерщвления плоти и подавления духа, с отвлеченными, умозрительными образами, далекими от людей и их забот. Энергичным купцам и предпринимателям нужно другое искусство. В нем они хотят видеть отражение своего могущества и блеска, хотят правдоподобия, индивидуальности, красоты. Их духовные настроения и запросы в те годы демократичны и потому не могут не найти отклика в сердцах художников.

Признанным центром ренессансной культуры становится Флоренция. Здесь любят и почитают искусство, украшают росписями не только частные дома и церкви, но и предметы обихода, ларцы для свадебных подарков, оружие. даже конские уздечки и седла. В городе работает множество художников. Как правило, они не могут похвастаться знатным происхождением, это все больше ремесленники, мастера, обладающие фантазией и тонким пониманием прекрасного. Горожане относятся к ним с уважением и почтительной благодарностью. Художники общаются с учеными, поэтами, философами и проникаются гуманистическими устремлениями. Создаются первые трактаты о живописи, о линейной перспективе, о скульптуре и зодчестве, не потерявшие актуальности и по сей день.

В 1439 году во Флоренции появляется мастер Доменико. За год до этого он обратился к Медичи— правителям Флоренции — с письмом, в котором просит поручить ему заказ на алтарную икону. Письмо написано с большим достоинством, чувствуется, что живописец не новичок в своем деле. Еще до своего приезда он, по свидетельству очевидцев, «с большим изяществом написал некоторые вещи, благодаря чему стал известен во Флоренции, куда затем и был приглашен».

Идеи гуманизма побуждают к дерзанию. Художники настойчиво ищут пути реалистической передачи действительности, стремятся овладеть тайнами пространственного построения композиции, светотенью, живописной. объемной лепкой человеческого тела. Рядом с Доменико работают великолепные мастера— Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Филиппо Липпи.

В те годы флорентийское искусство славится своим рисунком. Воздух в этих местах сух и прозрачен, отчетливо видно далеко вокруг, планы окрестностей воспринимаются плоскими, очертания— строгими и графичными. Может быть, поэтому проблемы колорита пока не трогают местных живописцев.

Но Доменико, судя по прозвищу, родом из Венеции, где атмосфера насыщена влагой лагуны и словно излучает свет, заполняя собой пространство, смягчает резкие контуры, выявляет полноту и звучность цветовых сочетаний. К тому же он знает суждения живущего тут же, в городе, первого теоретика нового итальянского искусства Альберти о том, что «имеется некоторая дружба между цветами, так что один, присоединяясь к другому, придает ему достоинство и прелесть», и продолжает совершенствоваться в этом направлении.

Атмосферу в живописи открыл именно Доменико Венециано, добившись в своих картинах взаимодействия между светом, воздухом и их влиянием на цвет изображенных предметов. Он стал первым истинным живописцем. очень тонким и поэтичным, хотя имя его сейчас упоминается мало, именно он нащупывал пути которые затем блистательно развил его ученик Пьеро делла Франческа, а затем мастера Высокого Возрождения.

У Доменико веселый нрав, oн любит петь и играть на лютне, по вечерам исполняет серенаду под окнами своей возлюбленной.

«Граждане ухаживали зачужестранцем и осыпали его ласками. Доменико пользовался величайшим почетом»,— пишет Вазари первый биограф художников Ренессанса, составивший свои знаменитые «Жизнеописания». Но это вызывает и зависть соперников. Один из них, не менее известный в городе живописец Кастаньо, по преданию, даже покушапся на жизнь Венециано.

Идеи гуманистов о естественном развитии личности побуждают художников к созданию портретов. Они делаются еще только в профиль, по традиции, перешедшей в живопись с монет и медалей. Венециано с увлечением работает в этом новом жанре стремится к верной передаче не только внешности, но и характера человека.

Желая добиться чистоты и световой силы красок, художник добавляет к ним льняное масло и различные связующие вещества. Предполагают, что именно он Первым во Флоренции стал писать масляными красками, хотя все сохранившиеся работы мастера выполнены темперой, как и эта картина из берлинского музея, написанная на тополевой доске.

Портрет, который вы видите, один из первых светских портретов в живописи. Рядом с женскими лицами на полотнах Тициана и Веронезе он кажется несколько суховатым и скованным. Но не надо забывать, что реалистическое искусство еще только начиналось и именно в XV веке закладывались его основы. Пройдет полвека. и Леонаодо напишет свою знаменитую Джоконду… А пока в картине созданной Венециано, преобладает плоскостный, декоративный стиль. Однако лицо будто светится в окутывающем его воздухе Есть особая прелесть в контрасте темно-цеба и почти прозрачного лица, прелесть и изящество — в цветовом решении портрета, хотя черты молодой женщины глубоко индивидуальны, во в облике чувствуется некоторая стилизация, определенное поклонение красоте, которое словно под влиянием Данте с его музой Беатриче и Петрарки, писавшего земную, поэтичную любовь. Итальянки старались быть похожими на этих воспетых великими поэтами женщин, носили причёски с узлами светлых волос,высоко обнажали лоб. Покрыли бледные, плоские щеки чуть наметившимся, легким румянцем. А чтобы шея казалась длинне, глубоко декольтировали спину.

Под влиянием сочинений гуманистов женщина стала пользоваться восторженным уважением. Говорят, что флорентийки отличались способностями к риторике, логике, философии и отличались тонкой одухотворенность какая-то благоговейная доверительность в отношении Доменико к его героине. Видимо, и в самом деле личность ее была незаурядной. В картине есть ощущениe покоя, красоты, величия, восприятия женщины как чуда создания, совершенного творения природы. Теплые тона платья смягчают строгость рисунка, а кажущаяся простота и безыскусность линий выдает душу чистую, неискушенную, возвышенную.

Доменико Венециано написал профиль молодой женщины на фоне плотного, бездонного, сгущенной синевы неба так, словно оставил ее наедине с вечностью…

Bce. что увидел мастер в молодой флорентийке — благородность, скромность, сосредоточенность,—дорого нам и сегодня, картина привлекает лаконичноцй строгостью исполнения, поэтичностью и красотой женского образа.

Ольга Немировская

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта