Бурмагина Генриетта
Бурмагина Генриетта Николаевна (1939-1984) — светский художник-график.
Они вместе учились в Ярославском художественном училище — Генриетта и ее муж Николай Бурмагин, оба на графическом отделении. Вместе уехали из Ярославля в Вологду (оба — уроженцы Вологодской области), и этот древний город навсегда вошел в их искусство Они исходили все улицы, перерисовали все старинные дома. Гравюры «Первый театр в Вологде» и «Петровский домик» были замечены не только в Вологде, но и в Москве.
Потом создали серию «Архитектурные памятники Вологодской области», своего рода историю зодчества края.
Станковая графика. Иллюстрации. Генриетта и Николай Бурмагины всегда работали вместе. И хотя разделяющей черты в их работах провести было невозможно, но все же ясно, что каждый из них вносил в совместное творчество. Ей свойственна лиричность, романтическое ощущение жизни, напевность рисунка, богатство фантазии. Ему — четкость мысли, завершенность композиции, сдержанность, тяготение к лаконичности формы. Содружество обогащало обоих. Она придумывала сюжет, делала первоначальный рисунок—карандашом или тушью. Он разрабатывал его в деталях, подготавливал для оттиска, печатал.
Как правило, работали на дереве, в технике ксилографии, занимая рисунком чуть ли не всю доску, почти не оставляя места для «воздуха».
Художников вдохновляло не только зодчество, не только поэзия резьбы или росписей, но и поэзия русских народных сказок, в которых нежная одухотворенность Снегурочки уживается с причудливым бытовизмом домовых и леших. Из рукава улыбающейся Весны выглядывает Солнце; посередине весело сбежавшихся друг к другу домов сидит озорной скоморох… Сказочные гравюры Бурмагиных наполнены брызжущим остроумием, неторопливой фольклорной рассудительностью и легкой иронией. Такая же ироническая интонация была свойственна народным картинкам-лубкам.
Они иллюстрировали книгу стихов Александра Яшина, сборник народных вологодских песен, «Мужицкий сказ о Ленине» Л. Сейфуллиной, начали работать над темами «Земля и люди», «Земля и космос».
Детство. Из серии «Земля и люди».А потом для Генриетты наступили тяжелые дни. Осенью 1974 года муж поги6 в автомобильной катастрофе. Она долго не могла взять в руки карандаш. А когда наконец взяла, поняла, что не умеет работать одна. В тридцать пять лет ей, уже известному графику, приходилось заново искать себя, свою творческую индивидуальность.
Начала обращаться к другим техникам. всего охотнее к литографии, оттискам с камня. Вводила в гравюру цвет, оживляла ее тоновыми «рубашками», то есть исполняла ее не на белом листе, а на голубом, коричневом или сиреневом; иногда, напротив, оставляла белый фон. но сам оттиск делала цветным. Все это придавало ее работам нарядность и легкость.
Ее сегодняшние рисунки чуть условны и обобщенны. Герои и героини ее неизменно связаны или с интерьером. или с пейзажем, сами являются как бы частью природы.
«Лето» называется одна из ее гравюр. Русское северное лето с обилием сочной зелени, мелких, на первый взгляд невзрачных, но исполненных прелести цветов. На берегу озера стоит дом. в саду за деревянным столом с кипящим самоваром сидит семья; дед и бабка с внуком. Этот же мальчик, уже повзрослев, несет выловленную из озера рыбу—его сопровождает собака. Он же стоит посередине цветущей клумбы, целясь куда-то из лука.— клумба эта символична; тянутся к солнцу цветы, растет, подобно цветку, мальчик. Необычайно емким оказывается это «Лето» —оно вбирает в себя годы жизни человеческой, простой и радостной.
Те, кто знаком с Генриеттой Бурмагиной, легко узнают в гравюре и ее домик на Ферапонтовом озере, и Илью, ее сына, и даже собаку. Впрочем, надо ли узнавать их? Ведь гравюра посвящена детству вообще, счастливому детству. Она рассказывает о росте деревьев и трав, о росте детской души, о поэзии тишины, покоя, мира
О. ВОРОНОВА
В Вологде одна из улиц названа улицей Бурмагиных, в честь художников Николая и Генриетты Бурмагиных.