Бернаскони Борис
Бернаскони Борис — российский архитектор. Создал проектное бюро, которое работает на пересечении архитектуры, промышоенного дизайна и маркентинга. Окончил МАрхИ, академию им. Плеханова.
В Москве открылся фестиваль «Арх Москва-2007»: выставки, лекции архитекторов и самые невероятные проекты. Два наиболее экстравагантных и противоречивых проекта, которые всерьез могут повлиять на облик столицы: проект бюро Тимура Башкаева и проект бюро Бернаскони. Проект арх-бюро Тимура Башкаева участвует в конкурсе на реконструкцию Кутузовского проспекта. По нему, между Кутузовским и Филевской веткой метро, у путей Смоленской железной дороги, должен подняться небоскреб. Многоэтажка должна выйти на отметку в 450 м, но при этом плавно вырасти из ландшафта. Визуально решение, предложенное авторами, более всего напоминает Останкинскую телевышку после Апокалипсиса. С давно снесенной верхушкой, слегка оплавленным корпусом и огромной бахромой зеленоватой паутины, опутывающей сооружение у самого основания (она, по проекту, покрыта мелкими кустами и деревьями). Избранные формы в стиле бионика несут идею, которая состоит в том, чтобы выкроить из скопления транспортных артерий и зданий единое общественное пространство и создать искусственный природный контекст. Попытка через обрамляющую небоскреб «паутину» связать своего рода пешеходный перекресток, и вправду, кажется интересной. Хотя Кутузовский проспект. Рублевское шоссе, станции метро и железной дороги «Кунцево» в этом месте близки как нигде — они фактически отсекают друг друга, разбивая район на полосы препятствий, труднопреодолимых для пешехода, — нонсенс, увы, обычный для Москвы.
Скоро к уже существующим артериям должны добавиться дублер Кутузовского проспекта, новая ветка метро и монорельс, и сама собой складывается новая суперразвязка. Правда, авторское решение в виде эрзац-склонов с газонами и маленькими деревцами, создающее как бы второй уровень над транспортными потоками, кажется идеальным только на картинке. В реальности, скорее всего, из паутины сложится вариант куцего пространства на Поклонной горе, где не скрыться от стужи зимой, от промозглого ветра осенью и от пекла летом.
В своём проекте «нового музея Церетели» арх-бюро Бернаскони предложило одеть памятник Петру на Стрелке в стеклянный саркофаг. Внутри должен получится музей с выставочными и рекреационными пространствами площадью в 10 тыс. кв. м. Оболочка саркофага состоит из «умных» стеклянных панелей со свето-диодами, представляющих систему «навесных пикселей». Реагируя на изменения внешней среды, стены смогут менять прозрачность, а также транслировать картинки и тексты. Сооружение внешне напоминает финальный кадр из комедии «Замороженный», где Луи де Фюнес превратился в брусок льда. Конечно, можно было бы запрограммировать стены так, что их рисунок будет транслировать небо или пейзаж, словно невидимка Aston Martin Джеймса Бонда. Однако опыт подсказывает, что слишком умные технологии в Москве быстро выходят из строя. Конечно, реальности проекту добавляет то, что вопрос о судьбе церетелиевского творения все равно рано или поздно встанет, но наверняка есть лучшие решения, чем его мумификация.
Андрей Субботин