Бархин Андрей
Бархин Андрей Дмитриевич — российский архитектор в четвёртом поколении.
Выставка молодых архитекторов в МУАРе «Сыграем классику» собрала работы десяти студентов и недавних выпускников МАРХИ, придерживающихся стиля, который можно было бы обозначить как «новый историзм» Огромная афиша, висящая при входе во флигель-руину, словно приглашает нас подыграть — гигантская гора из кубиков прорастает классическими архитектурными сооружениями, как бревна в лесу -опятами. Посередине этой горы высится Ленин, на вытянутой руке которого качаются детские качели.
К самим проектам, развешенным во флигеле-руине Музея архитектуры, пробираешься по выщербленным ступеням старинной лестницы, держась за широченные перила, поеживаясь от холода и прислушиваясь к играющей вдалеке классической музыке. Экспозиция выдержана в торжественном, но слегка ироничном, театрально-декорационном стиле. Интерьер выставки далек от роскоши, но оглушает обилием белой складчатой ткани по стенам. Необходимо внимательно смотреть не только по сторонам, но и под ноги — не упасть бы с дощатого настила прямиком в руинированные ямки, коварно появляющиеся тут и там. По помещению ходят (или, скорее, даже порхают) от экспоната к экспонату девушки в длинных шарфах и романтичных беретиках. Смотрителей в поле зрения не обнаружено — от этого музейное пространство оживает, огромные полотна ткани, драпирующей кирпичную кладку, развеваются, как паруса. Можно, не торопясь, бродить, близоруко вглядываясь в мельчайшие детали декора и вникая в планировку на чертежах, фотографировать, а для особо вдумчивых посетителей предусмотрены стулья.
Сами экспоненты характеризуют этот выставочный проект как своего рода символическое прощание с Московским архитектурным институтом. Прощание переходит в приветствие: возможно, со временем мы увидим на улицах нашего города спроектированные ими здания, чей облик буцет напоминать о старой, во многом утерянной (и уничтоженной) Москве. «Не быть «инновационным» — это вполне прогрессивно» -написано в пресс-релизе выставки, и в наш век домов-апельсинов и башен из стекла и картона это заявление вселяет надежду — надежду на разнообразие, на альтернативный хай-теку взгляд.
Впрочем, эту группу молодых творцов, играющих в классику, следует отделить от «Детей Иофана» славящих сталинскую архитектуру и вообще — проповедующих сомнительный драйв пламенных моторов и летящих во время рубки леса щепок. Организатор выставки Анатолий Белов заявляет: «Архитектура, которую мы выставили, скорее, интуитивна. То есть не перечеркивает старых мастеров, а она -архитектура впечатления, архитектура воспоминания? Недаром в названии присутствует намек на легкость игры и отсутствует всякий пафос, а строгие чертежи «взрослых» работ дополняются оглушительно яркими и раскованными работами маленьких учеников детской стадии «Старт». В том впечатлении, которое производит выставка, отсутствует отсыл к тоталитарной эстетике и восторг перед ней. Скорее — это попытка возрождения гуманистической традиции в строительстве, желание перенести обитателя сурового мегаполиса в некую идеальную среду, ренессансный город. Идея идеального города волновала многих великих людей эпохи Возрождения. Размышлял о нем и Леонардо да Винчи. Известны его планы реконструкции Милана и Флоренции, а также проект веретенообразного города.
Проект общественно-делового центра Московской области на Москве-реке. 2005 год.
Один из ведущих участников нынешней экспозиции, Андрей Бархин, говорит: «Целью было возрождение классического языка Стеб или открытая пропаганда советского стиля неприемлемы. Нельзя забывать, что великолепная архитектура того времени, например, здание МГУ построена трудом зэков? Его высказывание чрезвычайно важно для понимания сути работ моподых художников, поскольку на первый, поверхностный взгляд их проекты апеллируют к тому, что обыватель связывает с очертаниями столь знакомого здания мощного имперского стиля гостиницы «Москва» величественной и немедной.
Сам Андрей продолжает традиции семьи — его прадед участвовал в строительстве Музея изобразительных искусств имени Пушкина отец, архитектор Дмитрий Бархин, — автор многих зданий в центре Москвы. Вот как Андрей обрисовал сегодняшнюю ситуацию с использованием неоклассического стиля в конце 1990-х — начале 2000-х годов: «Классику стали возрождать частые заказчики, которые строили малые объекты не в центре. Это была личная инициатива архитекторов и заказчиков, ностальгирующих по старому городу, частично снесенному советской и постсоветской властями. В последние годы на престижных участках в центре Москвы стали вырастать постмодернистские здания, в которых аутентичность деталей не была целью…»
Перспективы неоклассики в годы кризиса туманны. Декор — это всегда дополнительные траты, недаром в свое время украшения в архитектуре были презрительно называемы «украшательствами» и «излишествами» Выставка напоминает нам о том, что ордер — универсальный прием классической архитектуры, непосредственно не связанный с эпохой создания, он выражает техническую и художественную мощь человека в принципе, он призван не подавлять зрителя, но возвышать.
Ирина ДРАГУНСКАЯ