Баева Татьяна
Баева Татьяна — художник-кукольник. Окончила Московское художественное училище им. 1905 года.
Когда-то Луначарский счел создание художественных кукол в России буржуазным пережитком. Но после 70 лет загона наши художники пытаются опять удивить весь мир. Чудом уцелевшие в некоторых семьях дореволюционные куклы свидетельствуют, какая мощная культурная традиция существовала в России. И сегодня есть желание у многих людей наполнить дом милыми слабостями, правда, не всем это пока по карману.
Открывшаяся в Москве, в Центральном доме художника, I Международная выставка кукол вызвала у неискушенной публики любопытство, ажиотаж, а настоящему коллекционеру подобное пиршество лишь добавило адреналина. Рассчитывала ли галерея «Вахта-новь», затеявшая экспозицию из дорогих удовольствий (не путать с ширпотребовской Барби) на массовое внимание? Вряд ли. Но наш народ и здесь проявил свою непредсказуемость.
Страстных собирателей в России пока немного; цена игрушек колеблется от 3 тысяч до 8 тысяч долларов — это на выставке. А вообще-то известен случай, когда выложить из кармана 55 тысяч зеленых оказалось только в радость. Автор упомянутой сенсации — американский киноактер Брюс Уиллис. Приобрел он куколку, существующую в одном экземпляре, хотя средняя стоимость такого шедевра обычно не превышает 20 тысяч долларов.
Куклы европейские существенно отличаются от американских. Первые обладают исключительно положительным имиджем, у них ангельские лица, они одеты в умопомрачительные дорогие наряды. Словом, настоящие маленькие принцессы, которых хочется холить и лелеять.
Нежность и мечтательность излучают куклы знаменитой немецкой художницы Хильдегард Гюнцель, одной из 20 участников выставки. Она единственная, кто использует белый фарфор, который после обжига покрывается воском, однако суть технологии держит в строжайшем секрете. За четверть века у Х.Гюнцель не было случая подделки, так что ее коллекции даже не маркируются. Автор отдает покупателю куклу и сертификат с собственной подписью.
Другая немка — Анна Гилленберг бросила вызов устоям и привезла в Москву свою последнюю коллекцию из портретных кукол. Перед нами мальчики и девочки, которые могут даже показывать взрослым язык. Вряд ли стоит говорить о победившем влиянии американской школы, создающей только характерные куклы. Может, дело в том, что автор насмотрелась на поведение собственных троих детей…
Не впадая в кукольный патриотизм, а лишь внимательно осмотрев экспозицию, замечу, что работы наших мастеров — Александры Кукиновой, Светланы Воскресенской, Татьяны Баевой достойно выдерживают конкуренцию, являются произведениями искусства музейного уровня. Запад, цепляющийся за «непохожесть», нестандартность, влюбился в куклы Татьяны Баевой, а голливудская кинозвезда Деми Мур приобрела у нее 6 фигур.
Успех к московской художнице пришел в Германии в 1992 году, и с тех пор на ежегодной ярмарке кукол в Нью-Йорке у ее стенда всегда толпятся небедные люди. На родине Баева показывает свои работы впервые, и назвать их куклами язык не поворачивается. Это скульптуры, выполненные в единственном экземпляре. Скажем, «Петербург» Баевой — это скорбная фигура музыканта, а «Сити», которая вошла в двадцатку лучших кукол на одной из международных ярмарок и которую купила Деми, — это Нью-Йорк. Татьяне он видится уставшим мужчиной сорока примерно лет, присевшим на обочину магистрали.
Если разговорить профессиональных куклоделов (а еще лучше детей), то они расскажут, что куклы умеют общаться с человеком, предупреждать его об опасностях и даже передвигаться в ночное время по комнате, о чем свидетельствуют кожаные подошвы туфель.
В ЦДХ куклы роскошные. Но дорогие куклы бывают у каждого человека И дело вовсе не в цене.
Наталья СЕЛИВАНОВА