Трофимова Ирина

trofimova3Трофимова Ирина Вадимовна (1937) — художник по текстилю. Из Москвы.

 

Если бы Ирина Трофимова не была художницей, по-настоящему влюбленной в свое дело, она скорее всего стала бы писательницей. От желания рассказать о пережитом, перечувствованном, увиденном рождаются ее акварели, неброские, элегические, полные любви к родной природе—лесам и травам, восходам и закатам, низкому преддождевому небу и вдруг проглянувшему сквозь глухую серость и преобразившему все окрест солнцу. От желания поведать о том, что ей известно, возникают и эскизы платков. Платки ее рассказывают о Москве, о прибалтийских городах, о кораблях, о русском фарфоре и о многом, многом другом.

Ирина Вадимовна Трофимова, воспитанница Московского текстильного института, с 1962 года, со дня его окончания, работает на Щелковской фабрике, выпускающей женские головные платки.

trofimova1Москва — город -герой.   Платок.

— Я люблю работу на фабрике главным образом потому,— рассказывает художница,—что она всегда идет в ногу со временем, требуя быстро откликнуться и на Олимпиаду, и на праздник Победы, и на фестивали самодеятельного искусства… Люблю делать платки-сувениры.

trofimova4                                                                 Венценосные журавли.    Батик.

Если в платках, выпускаемых массовыми тиражами, все однажды созданное повторяется без изменений, то ручная роспись неповторима. Может, потому время от времени и возникает у художницы желание переключиться, поработать в технике батика. «Рисованье горячим воском»—так с яванского переводится загадочное слово «батик». Но сперва несколько слов о самой технике, требующей, кроме мастерства, еще много терпения. Сначала на ткань, натянутую на раму, карандашом наносится рисунок. Каждый изображенный предмет обводится по контуру горячим воском и только после этого заливается краской. Когда краски просохнут, воском покрываются те части рисунка, которые должны сохранить получившийся цвет, а все остальное вновь заливают краской. Затем воск наносят на всю поверхность ткани, после чего снимают ее с рамы, мнут, затем натягивают на раму и снова покрывают краской, одной или несколькими. Краска, проникая сквозь трещинки, образовавшиеся на ткани, придает всему полотну вид старинной, потрескавшейся от времени фрески. Затем ткань снимают с рамы и гладят сквозь газету горячим утюгом до тех пор, пока воск не исчезнет.

trofimova2                                                                 Тигр.   Батик.

Батики Трофимовой—большие панно, напоминающие фрески. Несколько лет назад Ирина Вадимовна по заказу Дома культуры ВТО в Рузе выполнила шесть красочных панно, посвященных цирку и русским скоморохам. Остальные работы хранятся у художницы дома, в небольшой квартире. Я смотрю их одну за другой, мысленно представляя каждую из них в обширном светлом холле или театральном фойе, и сожалею, что эти прекрасные работы не нашли выхода к зрителю.

В каждой—рассказ о пережитом, увиденном. В одной — впечатление о Шри-Ланка, стране древней культуры. Художница воссоздает зелень джунглей и на ее фоне сверкающе-белые стены старинных храмов; монахов, облаченных в золотисто — оранжевые одежды… Воспоминание об Индии — в пастельных. розово-голубоватых тонах. Такой увидела художница в рассветный час эту сказочную страну, такой она осталась в ее памяти.

trofimova5Армения.    Батик.

Есть у Трофимовой панно-батики, посвященные нашим среднеазиатским республикам. Грузии, Армении. И во всех работах — расписывает ли художница платеж, кстати, никогда не забывая о том, что его наденет на себя женщина, а значит, он должен быть красив и современен, пишет ли акварели или создает батики,— восхищение. Восхищение неповторимостью природы, ее красками. Стариной и современностью, буднями и праздниками.

Е. ТАРАСОВА

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта