Таммик Рейн
Таммик Рейн Эннович (1947) — советский эстонский художник, монументалист, художник кино. Писал пейзажи, натюрморты.
Натюрморт — это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет, сначала в натуре, а затем на полотне, смысловыми и эстетическими связями, определяемыми его художественным замыслом, не обязательно обусловленным жизнеподобными бытовыми и пространственными отношениями между этими предметами.
Здесь следует сделать некоторые оговорки. Жанр натюрморта (быть может, более, чем всякий другой) характеризуется огромным количеством форм и разновидностей и с трудом умещается в жестких рамках, устанавливаемых ему любым определением. Благодаря бесконечному разнообразию индивидуальностей художников их творчество, к счастью, не укладывается целиком в строгие схемы и концепции. Поэтому приведенное определение, как и все последующие утверждения, которые будут относиться к натюрморту, справедливы лишь как тенденция, но не как всеобъемлющее правило, не знающее исключений и отклонений.
Одной из вечных проблем живописи является противоречие между динамикой жизни и статикой изображения. Как бы ни были искусны художники в передаче движения, герои их картин обречены на неподвижность. Шутливо, но абсолютно верно сказано об этом у Лопе де Вега:
Вот я и не люблю картин.
Или возьмите гобелены:
Герой на них занес кинжал
И хоть весь день им угрожал.
Так и стоит без перемены
Иль обнаженная Сусанна —
Дрожит, застигнута врасплох.
Из старцев кто, не будь бы плох.
Они ж ни с места, как ни странно
И не дождаться тут никак
Ей ни насилья, ни спасенья.
Из всех жанров живописи один лишь натюрморт лишен этого противоречия. Можно сказать, что онв наименьшей степени совершает насилие над натурой. Поэтому его можно считать наиболее органичным из жанров, наиболее соответствующим как свойствам живописи, так и самой натуре.
Как ни трудно дать определение жанру, еще сложнее точно очертить его границы. Количество случаев, где имеет место взаимопроникновение и смешение натюрморта с интерьером, портретом, пейзажем, сюжетно-тематической картиной, огромно. Мы уже упоминали об испанском бодегоне, в «Вакхе» Караваджо корзина с фруктами в руках героя — законченный натюрморт, пос7yy67.333uy7ollllllll
\]]]]]]]]]]ам именно этого жанра.
Вечер в редакции еженедельника. 1976 год.
Пример соединения жанров дает картина «Вечер в редакции еженедельника» эстонского художника Р. Таммика (1976). В этом полотне есть и элементы городского пейзажа, и несомненные признаки интерьера, что позволило М. Соколову рассмотреть его в книге «Интерьер в зеркале живописи». Но в равной, если не в большей, степени это натюрморт — «остывающий», вещественный след кипучей издательской деятельности. Не накрыта чехлом пишущая машинка, не прибраны карандаши и линейки, ждет записей раскрытый на чистом листе блокнот, вот-вот упадет со стола небрежно сложенная газета, не убран кофейник; и как признак живой природы — голубые цветы в керамической вазочке. А за окном — бледнеющее вечернее небо и отсвет закатного солнца на крышах.
Посмотрим теперь, какие принципы используют художники для объединения предметов в натюрморт.
Первый способ организации вещей в натюрморте можно назвать сюжетным, или повествовательным. Такие натюрморты представляют собой своего рода жанровую картину или портрет, где, как правило, нет человека (но он может и присутствовать — это не изменит жанровой сущности картины, если она организована по принципу натюрморта). Например, «завтраки» голландцев — недопитые бокалы, смятые скатерти, опрокинутые кубки, остатки пирога — это, помимо прочего, еще и рассказы о, закончившемся событии — трапезе. Точно так же «натюрморт-портрет» иногда может рассказать о человеке больше, чем черты его лица. Здесь вещи, по словам Ю. Герчука, «как бы замещают людей, представительствуют за них». Такова известная картина Ю. Пименова «Актриса» (1935). Изображенные на ней приметы актерской профессии — гримировальные принадлежности, длинные перчатки, веер, переброшенный через спинку стула прозрачный, сверкающий блестками шарф, зеркало, бокал — вводят зрителя в атмосферу артистической жизни, нарядной, праздничной, волнующе-романтической, как ее представляет нам художник. (И только разглядев все эти вещи, замечаем, что в картине присутствует и сама героиня, вернее, «фрагменты» ее
рук и лица.) К тому же типу принадлежит «Натюрморт» (1979) Ю. Непринцева. На холсте — очки, фронтовые фотографии, коробочка с орденами, тюбик с лекарством; все это дает ясное представление о формально отсутствующем герое, его возрасте, жизни, судьбе. Это портреты без героя. Но сюжетный натюрморт можно легко «дописать» до портрета или тематической картины. У вещей в таких полотнах вполне конкретные хозяева. Множество подобных портретов или, если угодно, натюрмортов писал Б. Кустодиев. Его знаменитая «Купчиха за чаем» — картина как раз такого типа: героиня охарактеризована художником исключительно через натюрморт, да и сама она выглядит на полотне как один из множества любовно выписанных предметов купеческого быта. И когда говорят о большой роли натюрморта в портретах или сюжетно-тематических картинах, то речь идет об изображенных на них вещах, организованных именно по описанному способу.
В натюрмортах подобного типа живописец стремится замаскировать нарочитость их постановки, объединяет вещи на полотне, опираясь на реальные жизненные явления. Иногда он использует сюжетный принцип лишь как повод для изображения вещей; в других случаях, напротив, художника увлекает задача создания портрета или жанровой картины средствами натюрморта. В сюжетных натюрмортах вещи не вырваны из их реальных бытовых и пространственных связей и отношений. Можно сказать, что предметы здесь организованы не по принципу «чистого» натюрморта, а по законам портрета или жанровой картины и что произведения этой группы находятся в пограничной с портретом и жанром зоне. Введение в них человека не выглядело бы насилием над ними и не казалось бы чужеродным. Так, в «Натюрморте» (1960) Т. Богаевской накрытый стол с яркой редиской в тарелке, свежим маслом, белой булкой, симпатичной кружкой «в горошек», букетом милых полевых цветов, кажется, с нетерпением ждет к завтраку маленькую девочку — ту, которая будет встречать и угощать своих сверстников в жанровой картине той же художницы «Гости» (1960).
В целом натюрморты данного типа не являются «чистыми» представителями жанра.
Второй принцип организации вещей в натюрморте — объектный. Типичные примеры картин такого рода — «цветы», «фрукты», «дичь», «дары моря», «кухонная утварь» и т. п. Здесь объекты соединены не сюжетом, не принадлежностью персонажу, но специально подобраны художником по какому-либо объединяющему содержательному признаку. Бытовая мотивировка такого объединения предметов необязательна. Нет ничего неестественного, нереального в том, что музыкальные инструменты сложены на одном столе или цветы собраны в букет и поставлены в вазу; но вместе с тем художник и не ищет бытового оправдания, сюжетного подтверждения правомерности такого объединения. Инструменты лежат рядом не потому, что они так оставлены ушедшими оркестрантами, а потому, что так их расположил художник; у букета нет конкретного хозяина. Этот способ организации вещей является уже собственно «натюрмортным», он не подчинен законам других жанров; вещи здесь ценны сами по себе, безотносительно к какому-либо событию или человеку. Чаще всего такие полотна выполняют познавательную или декоративную роль. Впрочем, о функциях натюрморта речь пойдет несколько позже.
Третий принцип можно условно назвать формально-живописным.
Отбор и расположение вещей определяются здесь не сюжетом картины и не бытовым назначением предметов, а эстетическими задачами, привлекающими художника. Так, в «Розовом натюрморте» (1918) К. Петрова-Водкина объединены помидоры, яблоневая ветка, стакан, расположенные на розовой поверхности стола, листы репродукций. Основная цель художника в этой работе — не рассказ об очередном «завтраке», а выяснение возникших в результате этого объединения связей и взаимоотношений — колористических, пространственных — предметов разной фактуры, цвета, формы и назначения. «Натюрморт с подсвечником» (1982) ленинградской художницы И. Бирули составлен из медных предметов, что позволяет выявить разнообразные эффекты полированной или матовой, сверкающей или потемневшей от времени, гладкой или деформированной металлической поверхности.
Широкие лабораторные, экспериментальные возможности натюрморта общеизвестны. А. Куприн, например, работая в 20-х гг. над созданием собственной объемно-цветовой системы, решал эти проблемы именно в натюрморте. Этот жанр незаменим для художественных поисков в области передачи формы, фактуры.