Поляков Сергей

poljakov s1Поляков Сергей Михайлович (1956) — советский российский художник.

 

 

 

 

«Я ведал: ненарекаемость Возничего, неизбывность Полевичего, ненасытность Огневичего, нерассыпность Водяничего, неувядаемость Девичьего. Я ведал». Так блистательно сказал о своем постижении мира — далекого, неведомого и загадочного — мира древних славян — величайший поэт начала XX века, реформатор Велимир Хлебников. Это замечательное четверостишие взял в качестве заставки к одной из своих картин — огромному полотну «Древний языческий праздник»— художник Сергей Поляков. С работы над «Праздником» начался новый период в его творчестве, сопровождавшийся поисками смелых живописных решений. Он смог как бы заново открыть дохристианскую эпоху с ее язычеством, древними ритуальными обрядами и праздниками. Яркие, самобытные полотна Полякова неоднократно выставлялись в Моcкве, в Нью-Йорке и других городах США. Сейчас его произведения хранятся в галереях крупных коллекционеров Америки, Европы, Японии и в нашей стране.

poljakov s5Ночь Купалы.

Сергей Поляков родился в 1956 году в Гомеле. В его роду были кузнецы и врачи, военные и скульптор и даже плотогоны. После переезда семьи в Москву он учился в художественном училище памяти Революции 1905 года, где прошел многочисленные стадии увлечения всеми модными направлениями в живописи — от сюрреалистической графики до дизайна. После училища поступил на оформительский факультет Строгановки. Проучившись год, понял, что его призвание— живопись, и перевелся в институт им. Сурикова, в мастерскую портрета профессора Ильи Глазунова. Первоначально он пытался выразить себя в православной традиции, увлекшей большое количество художников студии портрета. У Сергея появились полотна, композиционно выстроенные по принципу русской житийной иконы (в картине «Слово о полку Игореве» он разместил центральную фигуру князя в среднике, в клеймах— эпизоды «жития» главного героя). Но характеру живописца оказалась чужда созерцательность, присущая традиционной иконе. Приняв участие в работах по росписям Новосибирского и Свердловского кафедральных соборов, домашней церкви патриарха в Свято-Даниловском монастыре, овладев техникой иконописания, художник избрал иной путь. Выходец из исконно славянской Белоруссии, он далеко не случайно обратился к духовности через мир сказок и мифов, героику эпоса и легенд своего народа. Усвоив русскую живописную традицию, уроки неоромантика Виктора Васнецова и символизм Михаила Врубеля, отталкиваясь от древнеславянских мотивов Рериха, Поляков обрел собственное художественное видение древнеславянского мира. Этот мир у него прекрасен, радостен, гармоничен и несет в себе светлое начало. Художник раскрепощен от каких бы то ни было условностей и одновременно таинствен и загадочен.

poljakov s2Кикимора.

poljakov s7Берендей.

poljakov s4Лютый.

poljakov s6Зорька дивная.

poljakov s8Три  фигуры.

Работая над произведениями древнеславянской тематики, Поляков занялся мифотворчеством. Заново создал иконографию некоторых языческих богов, ведь практически не сохранилось никакого изобразительного материала, никаких свидетельств того, как древние славяне представляли своих божеств (археологические находки недостаточны для реконструкции их облика). Фантазия художника как бы воскрешает величественную Мокошь, чье лицо не дано увидеть никому из смертных (некогда она возглавляла славянский пантеон), прекрасную богиню Зорьку-дивную, таинственного Велеса— скотьего бога и малые божества— духов земли, воды, леса: леших, кикимор, домовых. Они представлены не как злая сила —«нечисть», а как добрые обитатели и хозяева лесов, человеческого жилища. Обращается Сергей и к сказочным сюжетам. Он не ставит перед собой задачу иллюстрировать известные тексты, а открывает особенный сказочный мир. Так появились новые вариации на темы сказов Бажова «Хозяйка медной горы» и аксаковского «Аленького цветочка» («Сон»), Художник постоянно обращается в своих работах к былинным персонажам, знакомым с детства,— Садко, Святогор, Микула Селянинович, Никита Кожемяка… Эти полотна Сергея Полякова завораживают красотой и неожиданностью цветовых решений. Художник может быть резок и лаконичен, а может быть щедрым, ярким и сочным. Подобная гибкость и универсальность его дарования обещает многое…

АЛЛА ПАВЛЕНКО

 

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта